24.01.2017 16:44
    Поделиться

    Исчезнет ли из российского проката половина зарубежных фильмов

    В начале недели министр культуры Владимир Мединский, подводя итоги Года российского кино, заявил, что государство продолжит принимать протекционистские меры по отношению к прокату российского кино. Днем позже ряд СМИ сообщили о том, что чиновники решили всерьез взяться за борьбу с зарубежной (в первую очередь, голливудской) продукцией. Мол, из-за того, что в российский прокат выходит слишком много "низкокачественных" американских и европейских фильмов, снижается количество сеансов у наших картин. Глава Фонда кино Антон Малышев в рамках борьбы с "лишними" зарубежными фильмами якобы даже предложил увеличить больше чем в тысячу раз плату за выдачу фильму прокатного удостоверения - с 3,5 тысяч до 5 миллионов рублей. Эти деньги должны будут заплатить дистрибьтюторы и отечественных, и зарубежных фильмов. Однако прокатчикам российских картин государство эту сумму будет компенсировать.

    Эту инициативу тут же принялись обсуждать, как некое готовое решение. Однако так ли это на самом деле?

    - В настоящее время в Фонде кино обсуждаются самые разные инициативы, однако никаких решений пока не принято, - прокомментировала "РГ" руководитель пресс-службы Фонда кино Светлана Бриллиантова. - Названные в прессе суммы - не окончательные, они могут быть пересмотрены. Это касается и самой инициативы - на данный момент все это - лишь предмет для дискуссии.

    В профессиональном сообществе этот "предмет дискуссии" вызвал противоречивые суждения. Даже те продюсеры, которые ратуют за заградительные меры для российского кино, говорят, что 5 миллионов рублей должны выкладывать дистрибьюторы любого зарубежного фильма.

    Прокат многих фильмов станет невыгодным, из-за чего количество картин в кинотеатрах снизится вдвое

    - С похожей инициативой мы обращались в администрацию президента еще восемь лет назад, однако тогда получили ответ, что повышение стоимости прокатного удостоверения для зарубежных фильмов - это не рыночный механизм, - рассказал "РГ" совладелец кинокомпании Art Pictures Дмитрий Рудовский. - С тех пор моя позиция на этот счет не изменилась: я считаю, что протекционистские меры в отношении наших картин принимать нужно. Другое дело, что озвученная цифра в 5 миллионов рублей взялась непонятно откуда. И очевидно, что не нужно грести всех под одну гребенку - неправильно, если прокатное удостоверение будет стоить одинаково и для голливудского блокбастера, и для призера Каннского кинофестиваля.

    Эксперты кинопроката считают, что введение столь серьезных заградительных пошлин на зарубежный кинематограф, невозможно, потому что оно немедленно скажется на кинопрокате - причем самым негативным образом.

    - Я сильно сомневаюсь, что обсуждаемая инициатива имеет шансы на воплощение в жизнь, - говорит аналитик "Бюллетеня кинопрокатчика" Андрей Белый. - Дело в том, что такая сумма убьет независимый прокат. Потому что "маленькие" зарубежные фильмы при таком раскладе должны собирать 10-11 миллионов рублей в прокате только для того, чтобы отбить стоимость прокатного удостоверения. Примерно столько в среднем они у нас сейчас и собирают. Но они ведь достаются дистрибьюторам не бесплатно - значительные суммы уходят на покупку прав на дистрибуцию в Россию. Прокат таких фильмов станет просто невыгодным, из-за чего количество картин в кинотеатрах снизится вдвое. Но это не значит, что автоматически вырастет посещаемость российских релизов. Все-таки аудитория зарубежного артхауса или арт-мейнстрима и аудитория российского кино - это разные зрители. Поэтому если отечественный фильм получит больше сеансов за счет не вышедшего в прокат зарубежного фестивального хита, это не значит, что зритель фестивального хита пойдет на наш фильм. И этот фильм в итоге будет идти в пустых залах. А пустые залы - это недополученная прибыль кинотеатров. Таким образом, экономические последствия существенного увеличения стоимости прокатного удостоверения не лучшим образом скажутся на всей индустрии кинопроката - думаю, взвесив все за и против, от этой идеи откажутся.

    Как удалось узнать "РГ", в Министерстве культуры действительно обсуждается вопрос увеличения стоимости прокатного удостоверения. И речь действительно идет о многократном повышении - но только для голливудских блокбастеров с бюджетами в 200 миллионов долларов. Для остальных картин будет выработан дифференцированный подход. "Задачи бороться с зарубежным контентом у Минкультуры нет, - объяснили нам. - Поэтому дистрибьюторам независимых фестивальных фильмов существенного роста стоимости прокатного удостоверения ждать не стоит".

    Кстати

    По мнению режиссера Владимира Бортко, увеличение пошлин на иностранные фильмы поможет российскому кинематографу. "Я закон не читал, но, в любом случае, то, что мы будем вводить пошлину на американские фильмы, я поддерживаю двумя руками, полностью. Надо сделать так, как это сделали во Франции. Они пошлину на американские фильмы отправляют на свои. Поэтому единственная кинематография в Европе, которая существует нормально, это кинематография Франции", - заявил Бортко в эфире радиостанции "Говорит Москва".

    Поделиться