Собор открыт каждый день, кроме среды, с 9 до 19 часов в летнее время и с 9 до 18 зимой. В среду в храме проходит папское богослужение и аудиенция понтифика. Во время проведения службы храм продолжает действовать, перекрывается лишь алтарная и подкупольная зона. Вход в храм является абсолютно бесплатным. А вот чтобы насладиться захватывающим видом на интерьер собора и полюбоваться окрестными пейзажами, можно подняться на вершину купола. Это удовольствие обойдется в 8 евро для тех, кто захочет прокатиться со всеми удобствами на лифте, и 6 евро для любителей пройтись пешком по более чем 500 ступенькам. Собор Святого Петра является папской базиликой, расходы по содержанию которой целиком и полностью лежат на плечах Ватикана. Это касается и коммунальных платежей, а также затрат на реставрацию храма, которая обычно проходит на конкурсной основе.
При этом все ремонтные и отделочные работы (побелка, уход за мрамором), а также поддержание чистоты - задача ватиканской компании "Санпьетрино". Как рассказал "РГ" один из сотрудников Ватикана, который пожелал сохранить свою анонимность, она отвечает буквальным образом за все, кроме чистки уборных, которая доверена кооперативу "Ла Венета". В соборе Святого Петра нет свечей - практически все освещение очень современное и экономичное. Ватикан, к слову, мировой лидер по потреблению альтернативной электроэнергии. Единственные свечи - это лампадки вокруг главного алтаря, но они работают на экологически чистом масле, поэтому проблемы копоти и соответственно необходимости от нее избавляться в этом храме не существует. За поддержание безопасности в соборе отвечают швейцарские гвардейцы, жандармерия, а также ассоциация "Сан Паоло".
Во Франции все пути ведут в Париж, а в Париже - к Нотр-Дам. Именно от стен главного собора страны идет отсчет общенациональной дорожной сети. Кому принадлежит главная наряду с Эйфелевой башней достопримечательность города на Сене, отметившая не так давно свое 850-летие? Государству. Дело в том, что по закону, принятому в 1905 году, церковь во Франции была отделена от государства. При этом подавляющее большинство культовых строений переданы органам местного самоуправления, а крупнейшие, и в первую очередь, Собор Парижской Богоматери, стал общим национальным достоянием. Что это означает на практике? То, что сооружение как таковое является собственностью государства, и оно несет ответственность за его состояние. Все ремонтные, реставрационные работы 100-процентно оплачиваются из фондов, выделяемых министерству культуры. Только на ближайшие два с лишним года ассигновано 6,3 миллиона евро на приведение в порядок арочных деталей собора и еще 420 тысяч на точечный ремонт крыши.
Что касается культового функционирования храма, то оно осуществляется главным объединением католиков страны - Конфедерацией епископов Франции. Именно она назначает настоятеля собора. На сегодняшний день это монсеньор Патрик Жакен. Получается, что Нотр-Дам находится в распоряжении служителей церкви, но формально они им не владеют. В этом для них есть немалые плюсы. Помимо того, что не приходится тратить большие деньги на поддержание храма в подобающем виде, церковь не платит налоги на недвижимость и на землю, что и понятно: строение ей не принадлежит. Кстати, это положение касается и всех других культовых зданий, включая прочие религиозные конфессии, при условии, если они открыты для публики и доступ туда, как и в Нотр-Дам, бесплатный.
Ежедневно собор посещают от 30 до 50 тысяч человек. Тем, кто хотел бы подняться на башни Нотр-Дама, а туда ведет лестница в 402 ступени, надо заплатить 10 евро (для молодежи и детей - бесплатно). Интересная деталь. Деньги за эти билеты поступают не в храмовую кассу, а идут в бюджет специальной структуры минкульта - Центр национальных памятников, в ведении которого находится знаковая госсобственность (там же, к примеру, Триумфальная арка). Что же достается Патрику Жакену и его 50 подчиненным - священникам, охранникам, секретарям, уборщикам и прочему персоналу, если учесть, что годовые расходы там составляют от пяти до шести миллионов евро? Ведь только на отопление храма в зимнее время уходит ежедневно до тысячи евро.
Имеются внутренние ресурсы. Во-первых, это билеты на посещение сокровищницы собора, где хранится среди прочего одна из самых ценных христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. Во-вторых, продажа предметов религиозного назначения. Ну и в-третьих, это некая доля централизованных ресурсов головной организации - Конференции епископов. Сложившийся веками, устоявшийся статус-кво Нотр-Дама устраивает как светскую власть, так и церковь, и вряд ли французы согласились бы его изменить.
Импозантный Кельнский собор как был до войны, так после нее и остался собственностью римско-католической церкви. Никаких споров о том, кому принадлежит главный храм Кельна, между городом и старейшим архиепископством Кельнским никогда не возникало. Для церковного "менеджмента" при архиепископстве была создана специальная структура - Соборный капитул. Как рассказал "РГ" его представитель Маттиас Демль, Кельнский собор открыт для свободного посещения с шести утра до девяти вечера летом и до половины восьмого зимой. Во время церковной службы осмотр собора туристами запрещен, однако все желающие могут принять в ней участие. За порядком в храме следят трое членов традиционной "швейцарской гвардии" и другие сотрудники службы охраны (так называемые "хранители собора"), принятые на работу Домским капитулом. Они же убирают накапавший воск и остатки сгоревших свечек. Обычно все посетители ведут себя подобающе и подчиняются указаниям сотрудников. Туристы и сторонние люди должны вести себя в храме прилично: не есть, не пить, не сорить, не бесчинствовать, не говорить громко, иными словами, уважать освященное помещение. Определенные правила есть и в отношении одежды. Маттиас Демль рассказал "РГ", что не может вспомнить ни одного случая вандализма внутри храма, однако на его внешних стенах иногда появляются так называемые "граффити", которые затем приходится с большим трудом удалять сотрудникам собора. Расположенная в соборе сокровищница имеет музейный статус. "Однако, превращение собора в музей поэтому было бы просто непредставимо", - считает Демль. Вместе с тем с раннего утра до позднего вечера любые посетители, независимо от того, туристы это или верующие, могут беспрепятственно входить в собор, осматривать его и подниматься на колокольню, а также посещать за плату сокровищницу.
Юрий Борисенок, кандидат исторических наук:
Превращение великого творения Огюста Монферрана в музей заняло у пришедших к управлению страной большевиков более десяти лет. В соответствии с декретом Совнаркома об отделении церкви от государства в декабре 1919 года имущество Исаакиевского собора было передано группе верующих. Масштабно изъяв осенью 1919-го принадлежащие собору денежные средства, а в мае 1922 года - церковные ценности из драгоценных металлов и камней, советская власть в марте 1923-го передала храм так называемым "обновленцам", резко выступавшим против официального православия и патриарха Тихона. Отвечавшая за имущество собора обновленческая "двадцатка" изначально была не в состоянии финансировать и поддерживать в достойном виде огромное здание, на что, собственно, и рассчитывали большевики. С 1 декабря 1925 года Исаакий находился под наблюдением Главнауки Наркомпроса. У советских чиновников родилась мысль отобрать у верующих "очаг мракобесия" и приспособить его под нужды "социалистической культуры". "Обновленцы" сопротивлялись почти три года, писали жалобы в высшие органы советской власти, которые одно время даже прислушивались к аргументу о том, что передача собора может быть использована "внутренней и зарубежной контрреволюцией". Но итогом стало постановление Президиума ВЦИК от 18 июня 1928 года за подписью М.И. Калинина, текст его был краток: "Слушали: Ходатайство Наркомпроса о ликвидации религиозной общины в Исаакиевском соборе в г. Ленинграде и о предоставлении собора в исключительное пользование Главнауки в качестве музейного памятника. Постановили: В отмену постановления Президиума ВЦИК от 25 августа 1927 г. ходатайство Наркомпроса удовлетворить, оставить здание собора в исключительное пользование Главнауки в качестве музейного памятника". 12 апреля 1931 года, в пасхальное воскресенье, в храме был открыт для публики Государственный антирелигиозный музей с показом маятника Фуко.