Созданный распоряжением Президента РФ от 27 декабря 1991 года Исследовательский центр начинал свою жизнь в трудное, переломное для России время. В 90-х гг. произошел стремительный, во многом хаотичный демонтаж экономической системы страны. Была отменена система прямого государственного управления экономикой - планирование, централизованное распределение производимой продукции, установление государством цен на реализуемую продукцию и товары. Вслед за этим состоялась невиданная в истории человечества массовая приватизация средств производства - передача в частные руки государственных предприятий. При этом начала справедливости в распределении государственного имущества между частными лицами были практически принесены в жертву преобразованиям, целью которых, как при этом декларировалось, было создание условий для повышения эффективности производства и экономики в целом.
В итоге произведенных изменений произошло обрушение экономики. Существенно ослабевшее государство не смогло предотвратить этого обрушения, что, несомненно, явилось одной из причин распространения в экономике криминальных явлений. Сам процесс приватизации, произведенной быстро и субъективно, распределившей государственную собственность между частными лицами, во многом этому способствовал.
Российское общество оказалось в труднейшем положении. Фактически были разрушены сложившиеся устои народной жизни, основная часть населения страны в полной мере хлебнула "шоковой терапии", вызванной прежде всего тем, что были "отпущены цены". Эта мера, по мнению реформаторов, была призвана на месте плановой экономики "создать рынок". Однако привело это к прямо противоположному результату: повсеместно во всех сферах экономики начался быстрый и весьма ощутимый спад отечественного производства. Разрушительный хаос проникал во все поры экономики, парализуя хозяйственную жизнь страны.
В этих критических, кризисных условиях в высших интересах России было возвратить государство в экономику, но не в прежней роли собственника и управленца, а в новой роли - в качестве силы, способной установить цивилизованные правила в рыночной экономике и обеспечить их неукоснительное соблюдение. Насущно необходимо было срочно создавать, а затем и повсеместно утверждать качественно новое, современное гражданское законодательство, способное сформировать в России цивилизованный рынок. Именно в этом виделось главное средство оздоровления экономики и обеспечения ее развития.
Перед Исследовательским центром частного права была поставлена задача в максимально сжатые сроки привести правовое регулирование экономических отношений в соответствие с нарождающимся рыночным укладом жизни страны. Сердцевиной всей этой работы должна была стать разработка качественно нового Гражданского кодекса Российской Федерации - экономической конституции страны.
В Центре началась напряженная, созидательная, творческая работа... Конечно, развертывалась она очень нелегко и непросто. Возникали трудности и немалые. Но энергия, энтузиазм, устремленность группы ведущих цивилистов России, взявшихся за разработку кодекса, сумели преодолеть все.
Главным итогом самоотверженной работы Исследовательского центра стал новый Гражданский кодекс Российской Федерации. Кодекс входил в жизнь поэтапно: в ноябре 1994 г. - первая часть, в январе 1996 г. - вторая, в ноябре 2001 г. - третья и в декабре 2006 г. - четвертая. И сегодня самый крупный (свыше 1500 статей), самый сложный и самый совершенный акт нового поколения российского законодательства живет и работает полномасштабно. Кодекс стал главным регулятором российской рыночной экономики, основой развития юридического образования и цивилистической науки в стране. На его основе в повседневную жизнь входят начала свободы, самостоятельности личности, ее защищенного положения в обществе.
Сегодня, оценивая масштаб и сроки проделанной работы, можно назвать данное свершение образцом высокого служения праву. На целый ряд лет эта работа поистине стала для разработчиков кодекса главным делом жизни, основным ее смыслом. Этой работе они подчинили все: собственные научные и материальные интересы, карьеру, выходные и отпуск, душевный покой и даже здоровье.
Конечно, принятие кодекса не остановило время. Стремительно развивающаяся жизнь требовала постоянно находить и своевременно устранять новые возникающие коллизии и диспропорции.
Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" положил начало масштабной, многоуровневой модернизации Гражданского кодекса. Непросто продвигалась эта работа. Много, очень много реальных субъектов хозяйственной жизни страны, защищая и отстаивая свои субъективные или корпоративные интересы, пытались встроить их в живую ткань кодекса. Предложения сыпались как из рога изобилия. Но далеко не все могло быть принято, получить отражение в тексте закона. Исследовательский центр активно противостоял разрушительным тенденциям, последовательно и твердо отстаивал чистоту и целостность российского частного права.
Сейчас работа по модернизации ГК близится к концу. И совершенно очевидно, что ее итог в целом - весьма позитивный. Подготовлен и влит в кодекс весьма обширный массив обновленных норм, в полной мере отвечающих потребностям практики. Но и на этом дело, конечно же, не остановилось. Сегодня законодательство нуждается в дальнейшей модернизации: устарели некоторые привычные нормы Гражданского кодекса (о купле-продаже, страховании, возмездном оказании услуг, посреднических сделках), до сих пор не принята реформа вещного права. Исследовательский центр призван повседневно следить за "самочувствием" кодекса, своевременно и точно подготавливая предложения о внесении в кодекс необходимых корректив, не допуская при этом необоснованных вмешательств в живую ткань кодекса.
По инициативе Исследовательского центра частного права Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 1999 г. № 1338 "О мерах по совершенствованию гражданского законодательства" образован Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Повседневная деятельность Совета - экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и проектов других федеральных законов в сфере гражданского законодательства, а также представленных в Совет концепций развития отдельных институтов в этой сфере. Совет проводит экспертную оценку законопроектов и их концепций и вправе проводить такую экспертизу по инициативе Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, по собственной инициативе. Однако чаще всего Совет рассматривает законопроекты и их концепции, подготовленные и внесенные в Совет федеральными органами исполнительной власти, поскольку для них направление таких законопроектов на экспертизу в Совет до их представления в Правительство Российской Федерации обязательно.
Президентом России установлена прямая организационная связь Совета с Исследовательским центром частного права. Именно на Центр возложены функции секретариата Совета, организационное и информационное обеспечение его деятельности. Именно в Центре проводится основная "черновая" работа по подготовке проектов экспертных заключений по законопроектам и иным документам, поступающим на рассмотрение Совета, в том числе их предварительное обсуждение. Сотрудники Исследовательского центра нередко осуществляют функции докладчиков по вопросам, рассматриваемым на заседаниях Совета.
Cовет работает 17 лет. Это самый активный общественный Совет при Президенте РФ. Его заседания проходят ежемесячно, каждый раз с обширной повесткой дня. Возложенные на Совет задачи превратили его в постоянно действующий орган высокого уровня, осуществляющий экспертизу проектов самых значимых законов - федеральных, в самой обширной и многосложной сфере законодательства - гражданского.
Сознательно взятая с момента образования Совета линия на сочетание в нем тех, кто постоянно ведет серьезную работу в области теории гражданского права, с теми, кто применяет и толкует гражданские законы "на переднем крае" правосудия - в высших судебных инстанциях страны, оказалась верной и чрезвычайно плодотворной для работы Совета.
Каковы результаты работы Совета за минувшие годы: проведено 142 заседания Совета. В среднем на одном заседании Совета рассматривалось 5-7 законопроектов о регулировании экономических отношений.
Число законопроектов и их объем с каждым годом возрастает, чего, к сожалению, нельзя сказать об их качестве и юридико-техническом уровне. Как правило, основными недостатками законопроектов в области гражданского права, выявленными Советом, являются ошибочность концепции регулирования соответствующих отношений либо неполное или неверное раскрытие концепции, лежащей в основе законопроекта. Типичный недостаток законопроектов - низкая юридическая техника их подготовки.
Многообразна и сложна работа Исследовательского центра. Спектр решаемых им задач крайне широк. Разрабатывая начала договорной свободы, Центр обязан не забывать при этом о защите слабых. Одновременно с совершенствованием статуса недвижимого имущества сотрудникам Центра приходится трудиться над понятием производных изобретений. При подготовке поправок в корпоративное право, жизнь требует, чтобы мы приняли меры к налаживанию оспаривания сделок, поддержанию стабильности оборота и не забывали при этом о повышении ответственности менеджмента. Реализуя в банкротном праве идею создания честной модели реструктуризации бизнеса, которая позволила бы его собственникам спокойно трудиться, пережидая финансовые сложности, мы обязаны думать и о том, как защитить интересы кредиторов. В международном частном праве концентрируем сейчас внимание на том, как создать понятные, справедливые механизмы для неординарных ситуаций, которые, к примеру, образовались после вхождения в состав Российской Федерации Республики Крым и города Севастополь.
Несомненной заслугой Исследовательского центра является и то, что творцы Гражданского кодекса выступили с инициативой создания Российской школы частного права, составили костяк ее преподавательского корпуса. Школа несомненно состоялась, получила признание. Главный итог ее двадцатипятилетней работы - подготовлено и выпущено в жизнь новое поколение отечественных цивилистов, способных решать правовые задачи любой сложности. В следующем году число выпускников Школы превысит тысячу. Каждый выпускник - успешная личность ХХI века. Выпускники Школы активно утверждаются, оказывают все возрастающее влияние на правовую ситуацию в экономике, занимают все более заметное место на рынке правовых услуг. Они успешно работают в администрации Президента Российской Федерации, аппарате Правительства РФ, в Государственной Думе Российской Федерации, в федеральных и региональных министерствах и ведомствах, в судебных и других правоохранительных органах, в адвокатуре, в отечественных и зарубежных юридических фирмах, в научно-исследовательских институтах, других организациях.
К своему четвертьвековому юбилею коллектив Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации подошел во всесилии мудрости и опыта. Центр в полной мере осознает масштаб и сложность стоящих перед ним задач и приложит все силы для их своевременного и качественного решения.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"