25.01.2017 22:51
    Поделиться

    Как избежать конфликта с соцорганами

    Можно ли избежать конфликта с соцорганами
    В Москве за год из семей изъяли более 200 детей. От проверки, которая может закончиться изъятием ребенка, не застрахован ни один родитель. С каждым годом соцслужбы укрепляют систему раннего выявления неблагополучия. Задача социальных работников - распознать проблемы семьи на ранней стадии. Считается, это помогает предотвратить большие беды. Если из поликлиники, детсада, школы сообщили в соцорганы о сложностях семьи, сигнал проверяется.

    Внимание соцслужб семьи воспринимают как вмешательство в частную жизнь. Они никого о помощи не просили, тем более посторонних. Как избежать конфликта, а когда на него идти надо, выясняет "РГ".

    Согласно Семейному кодексу, опека реагирует на сигналы о нарушении прав и законных интересов ребенка. Что это за права, о которых лучше осведомлены сотрудники опеки, чем родители?

    - Всем существующим законодательством подразумевается, что государство имеет последнее слово в решении вопроса о том, надлежащий ли вы родитель, - говорит адвокат Лариса Павлова, которая сотрудничает с родительскими общественными организациями. - Я каждому объясняю - ваш ребенок имеет определенные права, и вы как родитель обязаны обеспечить реализацию ребенком его прав.

    Если родители не проходят с ребенком положенные в его возрасте медосмотры, значит, они нарушают право ребенка на медицинское обслуживание. Ребенок прогуливает школу - родители не следят за реализацией его права на образование.

    Есть еще одно право ребенка, о котором знает мало кто из родителей. Согласно Семейному кодексу детские пособия, пенсии, алименты родитель должен тратить только на детей. Взрослый не может расходовать эти деньги на себя. Поэтому должен иметь собственный источник дохода. Его отсутствие - источник конфликтов.

    - Начальница опеки возмущается, на что я живу, - пожаловалась корреспонденту "РГ" многодетная мать. - Я отвечаю, что на детские, а она ругается.

    У родителей тоже есть защитники - общественные организации, которые помогают семье в столкновениях с соцорганами. Юристы этих организаций советуют собирать справки с биржи труда, характеристики, грамоты из школы, медицинские справки.

    - Если у вашего ребенка есть проблемы со здоровьем, проверьте, какие документы докажут, что вы занимаетесь их решением, - наставляет родителей общественная организация "За права семьи". Если опека обратит внимание на семью, эти документы помогут доказать, что родители воспитывают детей "надлежащим образом". Тогда заведенную опекой на семью карту благополучно закроют.

    Только после того, как рекомендации соцорганов будут выполнены, ребенка вернут

    Юристы советуют не затягивать и уже при первых признаках внимания со стороны соцслужб выяснять свое правовое положение. Это поможет знать свои обязанности и избежать конфликтов.

    - Когда начинается история, связанная с семьей, например, родителей вызывают на комиссию по делам несовершеннолетних, то люди не понимают, что они попали в сферу деятельности закона, и там действуют свои механизмы, которые влекут санкции для родителей и детей.

    Если нарушения прав ребенка замечены по нескольким пунктам, тогда семью ставят на учет как неблагополучную. Заодно устно предупреждают: "Можем и ребенка забрать".

    Семейный кодекс говорит об отобрании ребенка только в случае "непосредственной угрозы жизни и здоровью". Но в последние годы для отобрания ребенка стало необязательно устанавливать факт угрозы. Такой механизм изъятия ребенка из семьи действует в соответствии с Федеральным законом N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

    Находящегося в социально опасном положении ребенка полиция изымает из семьи и помещает в приют. Для этого достаточно "направления органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Согласие родителя необязательно.

    Критерии того, насколько опасна для ребенка собственная семья, размыты и непонятны. Чиновники признали справедливым возмущение родительской общественности по поводу того, как оценивается необходимость изъятия.

    - Нужно попытаться сформулировать и оговорить в законе условия, при которых допускается отобрание, как-то их конкретизировать, сделать четче, - сказала замруководителя департамента соцзащиты Москвы Алла Дзугаева на Парламентских слушаниях, посвященных изменениям в семейное законодательство. По словам Дзугаевой, по 120-му закону в прошлом году в Москве было изъято из семей более 200 детей. Коллеги из регионов поддержали Дзугаеву в том, что "используемый сегодня органами внутренних дел порядок изъятия детей из семей требует дополнительной правовой регламентации".

    Минобрнауки России готовит необходимые поправки. Они уточнят, какую семью считать находящейся в социально опасном положении. Тем самым прояснятся и критерии изъятия ребенка из такой семьи. Но внесены в Госдуму поправки будут нескоро. По словам представителя минобрнауки, они с трудом проходят согласования в других ведомствах.

    Однако уже сейчас механизм 120-го закона позволяет изымать из семьи ребенка, чтобы повлиять на родителей. В приюте дети находятся "в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и социальной реабилитации". Забрать по собственному желанию ребенка семья не может.

    Социальные органы разрабатывают для семьи план реабилитации. Он включает в себя рекомендации для родителей. Только после того, как они будут выполнены, ребенка вернут.

    - Мне говорили, у тебя все-все должно быть чисто, - мать двоих детей рассказывает, что после изъятия двух детей искала деньги, чтобы оплатить долги по ЖКХ, заполнить холодильник продуктами.

    Когда ребенок в приюте, родители и ремонт быстрее делают, и на работу устраиваются - решают проблемы, копившиеся иногда годами. Все ради того, чтобы получить от соцорганов заветное "ходатайство о возврате ребенка на воспитание в семью". Ведь даже если маму пускают к нему в приют, то условий для ее проживания там нет.

    Вопрос, можно ли было по-другому воздействовать на родителей, не вырывая ребенка из семьи и не удерживая его в приюте, остается без ответа. Правовой оценки этому механизму не дается. У родителей не остается ни сил, ни средств оспаривать в суде законность изъятия. Вернули ребенка, и хорошо. В недостатках воспитания семью уличили, на учет в соцорганы поставили. О решении своих проблем семья формально отчиталась. Некоторые семьи находят возможность и переезжают в другой район.

    - У ребенка нет права жить в своем доме? Почему его без достаточных оснований лишают свободной жизни и перемещают куда-то? - говорит адвокат Павлова. - Кто-то найдет в себе силы и доведет это до конца. Надо отбросить слезы и сопли, заручиться помощью и провести защиту своего ребенка.

    Крайне редко родители подают иск в суд о незаконности изъятия ребенка из семьи. Еще реже выигрывают такие дела. Слабые доказательства своей позиции ведут к тому, что "суд отказывает в удовлетворении заявленных требований".

    - Нужно нарабатывать судебную практику, куда деваться, - замечает Павлова. Адвокат предлагает родительским объединениям организовывать судебные процессы, через которые строить модель защиты права ребенка жить в родной семье.

    Поделиться