Считалось, что россияне тогда прислали в Израиль только один самолет-амфибию Бе-200. На самом же деле МЧС России задействовало тогда весь свой инновационный потенциал и, в частности, космическую группировку для мониторинга очагов огня.
Об этом стало известно накануне, когда российская делегация МЧС России во главе с министром Владимиром Пучковым выступила с докладом в выставочном центре Тель-Авива на конференции инноваций в сфере градоустройства и обеспечения безопасности "MUNI-EXPO". Это уникальная и первая в своем роде выставка-конференция в Израиле.
В ее рамках передовые компании не только показывают свои возможности, но и руководители этих фирм обсуждают с мэрами городов, руководителями местных органов власти, генералами, казначеями наиболее перспективные направления по обеспечению безопасности на основе появляющихся новых технологий.
В этом смысле российская делегация оказалась как раз кстати, поскольку в прошлом году много стран предложили свою помощь горящему Израилю, но именно наша страна задействовала весь свой инновационный потенциал. Казалось бы, летал себе и летал наш самолет от рассвета до заката над холмами Хайфы. Хотя даже эта интенсивность ведения борьбы с огнем силами всего одной "летающей цистерны" впечатлила местных спасателей, и в ходе нынешнего визита израильские официальные лица не раз публично выражали благодарность Владимиру Пучкову. Но самое главное, что наш Бе-200 не просто сбрасывал воду в задымленных местах, а точно знал, где, что и как горит. При этом экипаж в постоянном режиме получал целеуказания не из Тель-Авива, а из Москвы.
- Дважды в день от спутниковой группировки приходили данные в национальный антикризисный центр МЧС России. Благодаря космической системе мониторинга удавалось выявлять термоточки, где происходили возгорания. Находившиеся в Израиле два наших специалиста соответственно также дважды в день получали эти данные с точной привязкой к местности и корректировали действия экипажа самолета, - рассказал корреспонденту "РГ" после конференции начальник центра экстренного реагирования национального антикризисного центра МЧС России Александр Марков.
То есть, откомандированный в Израиль старшим группы наш генерал Елисеев не просто координировал действия российского самолета с интернациональной группировкой пожарных в Хайфе. Он по сути руководил тушением лесных пожаров также, как МЧС это делает при тушении пожаров в Сибири или на Дальнем Востоке. При этом расстояния не имели никакого значения, поскольку от Москвы до Якутска или Читы гораздо дальше, чем от Москвы до Хайфы. Обработка и, самое главное, передача большого массива цифровых данных проходила максимально быстро, что позволяла экипажу Бе-200 прямо в полете получать данные о новых очагах и корректировать свой полет. Самолет-то подолгу не садился, а выполнял сброс за сбросом, летая по кругу от горящих лесов к акватории Средиземного моря, чтобы забрать с глиссады очередную порцию воды.
Кстати, как выяснилось при посещении главой МЧС России оперативного центра пожарно-спасательной службы Израиля, аналога нашего антикризисного центра, в этой стране управление в кризисных ситуациях основано только на радиосигнале. У нас же колоссальные расстояния вынудили развить именно космическую составляющую. Это, как говорится, наш конек. У Израиля, да и большинства стран мира таких возможностей нет.
Хотя для своих небольших масштабов Израиль оптимально выстроил свою систему управления и реагирования. Скажем, в отличие от наших пожарных у них есть очень дорогие рации Motorola. Они работают в условиях любого заражения, качество приема не зависит от уровня радиации. Он выдерживают любые падения и даже взрывы. С их помощью начальник антикризисного центра знает не только, где находится каждый пожарный страны, но и может управлять ими в режиме онлайн. А пожарный может быть на связи как с министром, так и с любым ближайшим патрульным экипажем полиции. Владимиру Пучкову глава Центра управления пожарно-спасательной службы Шимон Бен Нер лично показал эту чудо-рацию. Наш министр ее оценил, но пока этот гаджет нашим спасателям не по карману. Каждая рация стоит 5 тысяч долларов. Учитывая, что в Израиле 1800 пожарных, а у нас 220 тысяч, то понадобились бы миллиарды рублей на внедрения столь дорогого новшества. При этом эффективность в условиях России от приборов была бы ниже, чем в Израиле, поскольку у нас гигантские территории до сих пор остаются вне зоны радио и сотового покрытия. Выручает космос.