"Ты жмешь руки музыкантам, они молоды, красивы, длинные волосы обрамляют романтические лица... Вы работаете с огромным удовольствием, легко, а ведь в пластинку вошли тяжелые песни - "Спасите наши души", "Погоня", "Купола" и особенно "Охота на волков" - крик страха и ярости". Это Марина Влади, книга "Владимир. Прерванный полет", как раз про запись в Le Studio Morin Heights. Актриса и жена Высоцкого вспомнила ситуацию довольно близко к тому, как это происходило 40 лет назад.
Владимир Высоцкий в 70-е был одной из"экспортных" звезд СССР, артистом "выездным" и концертирующим по обе стороны океана. Летом 76-го они с Мариной оказались в Канаде, где тогда шла Олимпиада, и его канадский знакомый, продюсер Жиль Тальбо решил воспользоваться случаем и помочь Высоцкому записать альбом на студии в Morin Heights, одной из лучших тогда в Северной Америке. Время на ней делили между собой Джон Леннон, Дэвид Боуи, Брайан Адамс, Стинг, группы Bee Gees, Nazareth и другие звезды первой величины, писалась музыка для Олимпиады и не только.
Марина оставила в своей книге воспоминания о том, как они с Высоцким ехали по канадским березовым рощам, как их встретил основатель студии Андре Перри, как они были потрясены звукооператорским пультом в восемнадцать дорожек. "В зале полно инструментов, расставлены широкие диваны, но особенно поражает вид сквозь стены - кажется, что находишься прямо в лесу".
Вадим Панюта, издатель альбома "Высоцкий. Купола", считает, что Высоцкий успел порепетировать с "молодыми и красивыми" музыкантами, иначе запись не удалось бы сделать за один день, 24 июля 1976-го, с дублями лишь в нескольких случаях. Владимиру в записи мягко и выразительно аккомпанируют электрогитары, барабаны и клавиши, иногда он сам ("Спасите наши души", "Купола") берет в руки семиструнку. Перри вспоминает, что все "работали очень слаженно, как будто знакомы были уже многие годы". Высоцкий все делал, как он привык, и звукорежиссер Ник Благона, вспоминая сессию, характеризует Владимира одним словом - "невероятный!"
Владимир и Марина остались переночевать в гостевом домике при студии, и следующий день, 25 июля, был посвящен сведению треков.
Эти два дня в Le Studio Morin Heights работал фотограф - жена основателя студии Эль Брэндис, понимавшая, что вряд ли еще увидит легендарного русского барда и потому фиксировавшая каждый момент записи. Крупный портрет Высоцкого ее работы украсил обложку диска, выпущенного компанией RCA, остальная съемка - всего 300 негативов - хранилась в архивах и была, вместе с правами на нее и оригиналом студийной записи, передана российскому издателю.
Так в комплекте "Высоцкий. Купола" появился фотоальбом с прежде неизвестными публике моментами из жизни поэта - рвущегося к микрофону и сосредотачивающегося рядом с ним перед записью, ушедшего в песню и отдыхающего в перерывах с Мариной и звукорежиссером.
Вадим Панюта, бизнесмен и издатель, живет в Германии и сейчас занимается розыском и возвращением в Россию всего, что связано с Высоцким, передавая оцифрованные музыкальные и фотоархивы в московский музей поэта.
В ближайших издательских планах, посвященных грядущему через год 80-летнему юбилею ВВ, - выход каталога всех найденных записей Высоцкого, выпуск на виниле с качеством "супераудио" (как и "Высоцкий. Купола") альбома "Песни у микрофона" с записью одного из редких концертов.