На звание лучшего фильма претендуют пять картин - "Дуэлянт" Алексея Мизгирева и "Ледокол" Николая Хомерики - оба крупных релиза недобрали свое в прокате, были причиной дискуссий среди критиков, но стали событием для нашего кино. Оба получат развитие в виде сериалов - в грядущем сезоне обещаны на НТВ. Лучшим фильмом может стать и "Рай" Андрея Кончаловского, уже получивший "Серебряного Льва" на Венецианском кинофестивале, а также Премию кинокритиков и кинопрессы "Белый слон" (сразу в трех номинациях). Лидер российского проката в 2016 году - фильм "Экипаж" Николая Лебедева - самый вероятный претендент на "Золотого Орла", и, скорее всего, лишь высокой номинацией ограничится фильм "Коллектор" Алексея Красовского - по сути "моноспектакль" Константина Хабенского, за который актер получил приз, как лучший, на фестивале "Кинотавр".
"Лучшим режиссером", получившим "Золотого Орла", могут стать Андрей Кончаловский - за фильм "Рай", Алексей Мизгирев - "Дуэлянт" и Николай Лебедев - "Экипаж". Здесь номинантов всего трое.
Фильмы "Коллектор" и "Рай" также соревнуются в номинации "Лучший сценарий". Алексей Красовский и Андрей Кончаловский с Еленой Киселевой. Третий в этой номинации - фильм Николая Досталя "Монах и бес", сценарий к которому написал Юрий Арабов.
Чтобы определить "Лучший фильм или телесериал (до 10 серий)", киноакадемикам также придется сделать выбор из трех номинантов, что опередили остальных. Это фильмы "Фарца" Егора Баранова и "Клим" Карена Оганесяна, отсылающий к зарубежному сериальному хиту "Лютер". Продюсером обоих мини-сериалов выступил Александр Цекало. С ними соревнуется картина "Деньги" Егора Анашкина. Этот сериал основан на реальных событиях и рассказывает о жизни самого известного в СССР фальшивомонетчика Виктора Баранова.
"Лучшим телесериалом" - более 10 серий - может стать новая версия эпопеи "Тихий Дон", снятая Сергеем Урсуляком. С ней конкурирует многосерийный фильм "Маргарита Назарова" Константина Максимова и уже награжденный в нескольких номинациях Ассоциацией продюсеров кино и телевидения "Метод" Юрия Быкова.
Среди неигровых фильмов на "Золотого Орла" претендуют также три. Это картина Сергея Ястржембского "Кровавые бивни", "Забытые полеты" Андрея Осипова - эта картина получила приз "Выбор крымчан" на Первом Ялтинском кинофестивале "Евразийский мост". Она посвящена культуре Серебряного века в Коктебеле. Третий фильм "24 снега" Михаила Барынина - кстати, он будет представлять Россию в феврале на международном кинофестивале в Берлине в одной из программ, посвященной Арктике.
Нелегко придется академикам в выборе "Лучшего короткометражного фильма" - слишком разные по жанру работы, и каждая - сильная. Речь также о трех картинах. "Брут" Константина Фама посвящен Холокосту - история немецкой овчарки не может не затронуть; "Ну здравствуй, Оксана Соколова!" Кирилла Васильева - развеселая молодежная история о новоиспеченном диджее, который потерял голос накануне важного радиоэфира; и "Мама" - этот короткий метр снял Кирилл Плетнев, более известный нашему зрителю как актер. До него Плетнев, как режиссер, снял короткометражку "Настя", которую поощрили на ряде кинофестивалей. В фильме "Мама" в главной роли снялась Светлана Ходченкова - сыграла мать дочери-подростка, которую та считает сестрой.
Три номинанта и в категории "Лучший анимационный фильм". Первый - "Волки и овцы: бе-е-е-зумное превращение" Максима Волкова - история о том, как волк превратился в барана. Второй - мультипликационная история Натальи Чернышовой "Кот и мышь". И третий - мультфильм "Морошка" Полины Минченок - поэтическая притча о том, как доброта девочки растопила сердце волка.
Довольно трудный выбор в категории "Лучшая женская роль в кино". Как выбрать между Ксенией Раппопорт, сыгравшей в "Даме Пик", Викторией Исаковой - "Ученик" и Юлией Высоцкой - "Рай"? Но академики свое дело знают. Хотя может быть и такое, что награду разделят сразу две актрисы.
"Лучшая женская роль на телевидении" - эта награда может попасть в руки к Юлии Пересильд, сыгравшей Людмилу Гурченко, Ольге Погодиной - Маргариту Назарову. Или к Светлане Ивановой - она снялась в сериале "Следователь Тихонов".
Куда приземлится "Орел" в "Лучшей женской роли второго плана"? Получит ли его Юлия Ауг за роль матери в картине Кирилла Серебреникова "Ученик", Елена Яковлева, сыгравшая в первой российской караоке-комедии "Самый лучший день", или Ирина Пегова за яркий образ в фильме "Экипаж".
Кто из мужчин словит "Орла"? В номинации "Лучшая мужская роль в кино" лидируют Петр Федоров - звезда "Дуэлянта", Иван Янковский - "Дама Пик" и, конечно же, Данила Козловский - за роль пилота в фильме "Экипаж". За "Лучшую мужскую роль" на телевидении соревнуются Константин Лавроненко "Клим", Константин Хабенский "Метод" - оба сериала - иностранные форматы, перенесенные на нашу почву, и Евгений Ткачук - новый Григорий Мелехов в истинно российском "Тихом Доне". "Лучшая мужская роль второго плана" может достаться Роману Мадянову, блистательно сыгравшему в фильме "Монах и бес" и Сергею Шакурову или Серею Газарову, оба номинированы за работу в фильме "Экипаж".
Ленты "Дуэлянт" и "Экипаж" соревнуются и в категории "Лучшая музыка к фильму" - соответственно, композиторы Игорь Вдовин и Артем Васильев. Претендентов на звание "Лучшего оператора" трое: Максим Осадчий ("Дуэлянт"), Владислав Опельянц ("Ученик") и Александр Симонов ("Рай").
Также академики оценят лучшие работы художников, художников по гриму, монтаж и спецэффекты. Всего номинаций на "Золотом Орле" в этом году - 23. Рекордсмены в номинациях - фильмы "Экипаж" и "Дуэлянт" - оба имеют по 10 номинаций. Пять номинаций у "Рая" и четыре у "Ледокола".
И как обычно, большой интерес вызывает, какой же иностранный фильм осенит крылом "Золотого Орла". На этот раз выбор будет проводиться между "Светской жизнью" Вуди Аллена, "Выжившим" Алехандро Гонсалеса Иньярриту и "Шпионским мостом" Стивена Спилберга.
Всего Экспертный совет рекомендовал для голосования:
Академики делали свой выбор, рассматривая отечественные кинофильмы, впервые публично показанные в России с 1 ноября 2015 года по 31 октября 2016 года (а также все фильмы предшествующего года, которые по тем или иным причинам не были рассмотрены на соискание премии по итогам 2015 года); телефильмы и сериалы, первый показ которых был завершен в период с 1 сентября 2015 года по 31 августа 2016 года; а также зарубежные кинофильмы, выпущенные в российский прокат с 1 ноября 2015 года по 31 октября 2016 года.