Учебник литературы для пятиклассника - это два тома группы авторов под редакцией В.Я. Коровиной. В программе примерно сорок писателей и поэтов. С сотню их произведений, не считая народных сказок и текстов древнерусской литературы. На изучение курса отводится 85 часов. Это два урока литературы в неделю (для сравнения: урокам физкультуры в расписании пятиклассников отведено 3 часа).
Изучение курса начинается со сказки "Царевна-лягушка". Далее в этой цепочке - сказки, формирующие народное представление о справедливости: "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо", "Журавль и цапля", "Солдатская шинель". Древнерусская литература - мостик, соединяющий Русь и Византию. Начало письменности у восточных славян. "Повесть временных лет" и "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
Басни Ивана Крылова, актуальные и в наше время: "Ворона и Лисица", "Волк и Ягненок", "Свинья под Дубом", "Волк на псарне". Их надо знать наизусть.
Баллада Василия Жуковского "Кубок", противопоставляющая жестокости благородство. И сказка Жуковского "Спящая красавица".
Творчеству Пушкина программа для пятиклассника уделяет шесть часов - больше, чем кому-либо другому, что понятно. Стихотворение "Няне", пролог к поэме "Руслан и Людмила", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
И литература XIX века открывается сказками - "Черная курица, или Подземные жители" Антония Погорельского, "Конек-Горбунок" Петра Ершова, "Attalea Princeps" Всеволода Гаршина.
Михаил Лермонтов представлен стихотворением "Бородино". С великим Гоголем пятиклассники знакомятся через повесть из книги "Вечера на хуторе близ Диканьки" "Заколдованное место". А вот "Ночь перед Рождеством" предложена для внеклассного чтения.
"Крестьянские дети" Николая Некрасова, "Муму" Ивана Тургенева, "Кавказский пленник" Льва Толстого, рассказ Антона Чехова "Хирургия"... Здесь уже не до сказок. Жесткая (а иногда и жестокая) правда жизни, списанная с натуры.
Раздел литературы XX века открывает рассказ "Косцы" Ивана Бунина. Тончайшая проза. Поэтическое воспоминание о Родине. И (на контрасте) рассказ Владимира Короленко "В дурном обществе". Читается свежо, как из нашего дня, - непростое общение детей из семей разного достатка.
Художественный образ малой Родины в двух лирических стихотворениях Сергея Есенина: "Я покинул родимый дом..." и "Низкий дом с голубыми ставнями...".
Широко, разножанрово представлена русская литература XX века. "Хозяйка медной горы" Павла Бажова, "Теплый хлеб" и "Заячьи лапы" Константина Паустовского, "Двенадцать месяцев" Самуила Маршака, рассказ Андрея Платонова "Никита".
Первое прикосновение к творчеству Виктора Астафьева - рассказ "Васюткино озеро".
Обязательная и святая часть программы - стихотворения о подвигах наших мальчишек в Великой Отечественной войне. "Майор привез мальчишку на лафете..." Константина Симонова и "Рассказ танкиста" Александра Твардовского.
Наконец, приключенческая литература зарубежных классиков: "Вересковый мед" Стивенсона, "Робинзон Крузо" Дефо, "Снежная королева" Андерсена, "Приключения Тома Сойера" Марка Твена, "Сказание о Кише" Джека Лондона.
Наконец-то включили в школьную программу творчество Иосифа Бродского. И Александр Солженицын есть в программе старшеклассников. В девятом классе проходят его "Матренин двор", а в 11-м - повесть "Один день Ивана Денисовича". В качестве рекомендации, а не "обязаловки" - отрывки из "Архипелага ГУЛАГ". И городская проза Юрия Трифонова.
Запрещенный когда-то "Доктор Живаго" Бориса Пастернака теперь в обязательном изучении. А стихи "Февраль. Достать чернил и плакать!", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти до самой сути...", "Гамлет", "Зимняя ночь" и вовсе надо учить наизусть. В целом в 9-х классах российских школ на урок литературы отведено 102 часа, это по три часа в неделю.
Радует, что в учебниках литературы для старших классов много поэзии. Некогда гонимая поэзия "периода оттепели" - в программе за 11-й класс: Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко... А еще Николай Клюев, Осип Мандельштам, Ярослав Смеляков, Борис Слуцкий, Юрий Левитанский, Юлия Друнина, Николай Старшинов, Владимир Соколов... И даже барды: Александр Галич, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юлий Ким...
Другой вопрос - когда это все читать и слушать?
От старшеклассников требуется знание эпохи, исторических процессов, отраженных в литературе, литературных течений, жанровых характеристик произведений, понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению.
Иван Бунин "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник", "Легкое дыхание"... "Поединок", "Олеся", "Гранатовый браслет" Александра Куприна. "Иуда Искариот" Леонида Андреева.
Романтические рассказы и драматургия Максима Горького. Основоположнику соцреализма отводится в программе 11 часов. Больше всех! Даже Михаилу Шолохову с его эпохальным романом "Тихий Дон" и "Донскими рассказами" на два часа меньше. Зато Шолохова, что называется, разложили по полочкам. Тут и женские судьбы в романе, и психологический портрет Григория Мелехова, и вихри Гражданской войны...
А вот на поэзию, драматургию и прозу Великой Отечественной войны программа для 11-го класса предлагает всего по одному часу. Военная лирика Николая Тихонова, Михаила Исаковского, Алексея Суркова, Константина Симонова, Анны Ахматовой, Ольги Берггольц... Не обижена "деревенская проза" наших современников Виктора Астафьева и Валентина Распутина.
В программе для пятых классов преобладают сказки, легенды и стихи. Например, в поэзии знакомые каждому белорусу классики Максим Богданович, Якуб Колас, Максим Танк, Александр Пушкин и Самуил Маршак. При этом много времени уделено и зарубежным авторам - сказки Андерсена, мифы Древней Греции и даже отрывок из "Одиссеи" Гомера.
А вот среди литературы, которую рекомендуют читать летом, белорусские народные сказки и "Миколка-паровоз" Михася Лынькова, "Дети подземелья" Владимира Короленко и "Маугли" Редьярда Киплинга, сказки Пушкина и братьев Гримм.
В 2014/15 учебном году Национальный институт образования провел мониторинг читательских умений пятиклассников, который показал: девочки охотнее приобщаются к книгам, чем мальчики, а любовь к чтению во многом формируется не за школьной партой, а в семье. Опрос школяров удивил и такими цифрами: 96% пятиклассников считают, что умение читать пригодится им в жизни, 77% радуются, когда получают в подарок книгу, а 60% охотно разговаривают о прочитанном с окружающими. Правда, 43% учеников признались, что читают лишь тогда, когда в школе задают, а еще 13% сказали, что чтение - скучное занятие.
Вот и во время нашей беседы пятиклассники честно признавались, что большинство программных произведений, увы, читают без удовольствия. Почему? Много трудных незнакомых слов, которые сегодня в разговорной речи не употребляются.
Кстати, официальное исследование тоже пришло к выводу, что у пятиклассников нередко возникали проблемы с непониманием лексического значения слов. Вот и "программные" стихи по белорусской литературе - прекрасные, отмечают родители учеников, но все же они для взрослых.
Сами дети, как выяснилось, с удовольствием читают бессменную детскую классику, причем чаще всего по совету родителей: "Робинзон Крузо" Даниэля Дефо, "Приключения Тома Сойера" Марка Твена, "Витя Малеев в школе и дома" Николая Носова. А вот 9-классникам на лето обычно советуют "Шляхтича Завальню" Барщевского, произведения Фонвизина, Грибоедова, Гоголя и Лермонтова, а также Бальзака, Гомера и Вергилия. А на уроках белорусской литературы особое внимание уделяется произведениям, которые отражают не только развитие литературы, но и историю - творчество Франциска Скорины и Миколы Гусовского, житие Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского, "Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича, "Новая земля" Якуба Коласа...
Такой же подход и к изучению русской литературы, где в программе "Слово о полку Игореве", "Евгений Онегин" Пушкина и "Герой нашего времени" Лермонтова. Ребятам больше нравится поэзия, а вот проза, говорят, порой скучная. Например, девятиклассница минской СШ N3 Маргарита Эверсман рассказала, что обожает творчество Лермонтова, Пушкина и Есенина. Призналась, что предпочитает бумажные книги, хотя с Шарлем Бодлером познакомилась именно через гаджет товарища, который поделился впечатлением от сборника "Цветы зла". "А на стихи Иосифа Бродского, - говорит Рита, - я однажды наткнулась "ВКонтакте" и сразу задалась вопросом: почему его нет в школьной программе?" Вне программы у девятиклассницы в списке на прочтение Роберт Маккаммон, Джеймс Хедли Чейз и "Мастер и Маргарита" Булгакова.
За бумажными книгами охотно ходят в библиотеки и многие 11-классники. Среди них Анастасия Невинная из СШ N3 Минска. Девушка с удовольствием читает как классику, так и современную литературу: "Пикник на обочине" Стругацких, "Убить пересмешника" Харпер Ли и романы Джоан Роулинг о Гарри Поттере. А вот что касается школьной литературы, Настя опять-таки признает: некоторые книги исключила бы из программы, хотя для 11-го класса это и наименее актуально - все произведения здесь читаются с интересом.
При этом на базовом уровне 11-классники по белорусской литературе должны особое внимание уделить Ивану Шамякину ("Сердце на ладони"), Василю Быкову ("Сотников", "Знак беды"), Алексею Дудареву ("Князь Витовт"). А по русской - поэзии Серебряного века, Михаилу Булгакову ("Мастер и Маргарита", "Собачье сердце") и Михаилу Шолохову ("Тихий Дон").
В целом же, как пояснила нам заведующая кафедрой белорусской литературы и культуры Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка Ирина Говзич, курс литературы формируют из произведений классики и известных современных белорусских и российских авторов: "В последние годы в школьной программе 5-8-х классов появились новые имена, однако преимущественно для дополнительного чтения. А начиная с 9-го класса и в белорусской, и в русской литературе действует историко-хронологический принцип. Это означает, что изучение современного литературного процесса приходится на 11-й класс, и здесь в этом году программы были заметно осовременены: в обзорные темы, посвященные литературе конца XX - начала XXI веков, включены современные драматурги, прозаики и поэты. Например, Евгений Гришковец, Дина Рубина, Людмила Рублевская. Что касается зарубежной литературы, раньше один из принципов был - изучение отечественной литературы в контексте мировой, сейчас же в программе в основном точечные вкрапления зарубежных авторов и чаще для внеклассного чтения".
Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Беларуси:
- Культуру и литературу славян-соседей надо знать. А если мы говорим о Союзном государстве, то хорошо было бы, чтобы и в России изучали белорусскую литературу, пусть и в переводе на русский язык, как во времена Советского Союза. На мой взгляд, правильно, что в наших школах сделан акцент на классическую литературу, ведь она воспитывает гражданина, патриота, настоящего человека. Об этом метко сказал Владимир Высоцкий в "Балладе о книжных детях". А в 90-е Станислав Говорухин, когда отметил, что у целого поколения друзьями и советниками, к сожалению, уже не были Вальтер Скотт, Жюль Верн и другие великие писатели. Есть вещи, без которых нельзя говорить, что человек образован, и отсутствие высокой классической литературы превращает людей в примитивных существ, которые занимаются только пережевыванием пищи, в том числе духовной жвачки. А когда нет качественного продукта для ума, души и сердца, то и качество человека становится хуже.