Когда я впервые услышала о "компетенциях", решила, что это ошибка. Ведь слово "компетенция", как и "компетентность", по моему скромному мнению, не может иметь множественного числа! Оказывается, так говорят, и давно. Только "компетенции" с множественным числом - это термин, а с терминами и не такое бывает!
"Компетенцию" Толковый словарь под редакцией Н. Шведовой определяет как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, а также круг чьих-то полномочий, прав. Слово пришло к нам из романо-германских языков (немецкое Kompetenz или французское competence, и оба восходят к латинскому competentio - соответствие, способность). Это компетенция суда. Дело не входит в вашу компетенцию. Компетентный человек, компетентный специалист - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области. Суждение тоже может быть компетентным, то есть подкрепленным знаниями и авторитетом. Компетентность такого суждения бесспорна. Компетентность, но не компетентности!
Что же тогда такое "компетенции"? Кто превращает "компетенцию" в единицу измерения, кто заинтересован в умножении этих единиц? Еще раз: это термин. Им широко пользуются преподаватели, специалисты по отбору персонала и т.п. В их понимании "компетенция" - это способность успешно действовать на основе знаний и практического опыта. И таких "компетенций", по мнению методистов и педагогов, у выпускников школ и вузов должно быть много.
У тех, кто не был знаком с профессиональным употреблением слова "компетенция", возникает вопрос: а можно назвать это иначе? Например, навыком или умением, тем более что у этих существительных множественное число уже есть. Педагоги отвечают: навык, умение - понятия более узкие, более "инструментальные", чем компетенция, которая включает в себя и теоретические познания, и способность использовать их на практике. Тут не возразишь. Так что не пугайтесь, если услышите о "компетенциях", такое употребление действительно возможно. С оговоркой: оно сугубо специальное!