В таком режиме Колымское, расположенное в 180 километрах от райцентра, жило почти две недели. Завозить что-либо в этот населенный пункт можно только по зимнику, но лед на реке Колыма, по которой ежегодно прокладывают сезонную дорогу, оказался слишком тонким, и грузовики пройти по нему не могли. Для спасения села было предложено задействовать даже вертолет МЧС. Обошлись меньшими затратами, организовав перевозки по целине легкими транспортными средствами, в основном снегоходами "Буран".
Одновременно дорожники в авральном режиме прокладывали по неокрепшему льду зимник. Ледовую дорогу с разрешенной грузоподъемностью до пяти тонн открыли примерно в то же время, когда "Бураны" и вездеходы мелкими порциями завезли в Колымское около 30 тонн горючего. Режим ЧС был снят.
Но почему энергетикам не хватило топлива?
- Сами и разворовали. В ходе проверок выяснилось, что хищениями занимались трое работников станции. Электромонтер и машинист слили понемногу, а вот старший мастер похитил сначала полторы тонны солярки, а потом еще пять, - рассказал корреспонденту "РГ" прокурор Нижнеколымского района Олег Янович.
Возбуждены уголовные дела по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за кражу и растрату. Старший мастер ДЭС задержан - ему инкриминируют растрату с использованием служебного положения. По данным регионального следственного управления СКР, в одном случае он расплатился топливом за перевозку своих вещей, а во втором слил его знакомому.
6,5 тонны - это очень много, но настолько ли, чтобы солярки на ДЭС не хватило до открытия зимника? В энергетической компании сообщили "РГ", что в Колымском ежегодно формируется 600-тонный запас топлива, и в 2016-м завоз был осуществлен в полном объеме. Горючее туда возят по ледовой дороге во второй половине зимы. Как выяснило следствие, оно было похищено в апреле - из того самого запаса, на котором селу предстояло жить год.
Возможно, все осталось бы незамеченным, но воров "подвела" погода. Из-за аномальных осенних снегопадов и теплого начала зимы лед на реке Колыме намерзал медленно. Открытие зимника, а вместе с ним и очередной плановый подвоз топлива были отложены на неопределенное время. Волей-неволей пришлось подавать сигнал "SOS".
И все равно это не объясняет, почему солярка закончилась так быстро. Нынешний год - далеко не первый, когда движение грузовиков до Колымского разрешили лишь после новогодних праздников. Но прежде это не приводило к ЧС - запаса всегда хватало. А ныне проблемы на ДЭС в селе начались уже 6 января, хотя похищенного горючего хватило бы на работу дизелей лишь в течение трех-четырех дней.
- Недостача была обнаружена по результатам проверок. Сейчас идут следственные действия, и есть основания полагать, что в ходе этих мероприятий выявленные объемы хищений возрастут, - отметил прокурор Олег Янович.