26.01.2017 17:22
    Поделиться

    Бийский театр кукол объехал мир "от Берлина до Сахалина"

    Прошедшие новогодние праздники многим жителям Барнаула подарили приятное открытие - театр "Куклы-великаны". Дети и взрослые, открыв рты, смотрели за тем, что вытворяли артисты из Бийска. Наиболее искушенным зрителям удивительный симбиоз актеров и больших "живых" кукол навеял воспоминания о восьмидесятых годах, когда в Алтайском краевом театре кукол знаменитый Евгений Гиммельфарб ставил спектакли, гремевшие на всю страну. Но там большие куклы жили на маленькой сцене, а персонажи бийского режиссера Ольги Бабаевой вышли на улицы и площади. Вышли, чтобы устроить самый настоящий балаган.

    Явление барнаульцам "Кукол-великанов" напомнило старую истину о пророке и отечестве. Театр из Бийска ставит спектакли с 1990 года, его хорошо знают во многих городах России. Почему о них мало кто слышал в Барнауле? Дело в том, что артисты редко бывают дома, почти все время разъезжают по гастролям. География обширная - Берлин, Архангельск, Омск, Тюмень, Улан-Удэ, Новосибирск, Нерюнгри, Чита, Сахалин. У театра даже есть слоган: "От Берлина до Сахалина".

    Поролон, краска и чувство юмора

    Театральный сайт сделан с изрядной долей чувства юмора. Так, в разделе "амплуа" про Ольгу Бабаеву написано: "режиссер-диктатор, тиран и самодур". На фотографии она в пионерском галстуке и очках как у Джеймса Бонда. Будущий "тиран и диктатор" начала шить мягкие игрушки еще в детсаду. Когда пошла в первый класс, принесла ворох своих поделок в родной детсад. "Играйте дети, а я пошла взрослеть", - со смехом вспоминает ту историю Ольга Ивановна. По ее словам, "взросление" состоялось в седьмом классе, когда вместе с подружкой она сшила две куклы. Им дали имена - Режиссер Клавкин и Фрося. Фрося валила поклонников наповал пышной рыжей шевелюрой, Режиссер щеголял в зеленом сюртуке и поражал огромными усищами. Школьное увлечение аукнется спустя десяток лет.

    - В 1988 году я окончила Алтайский государственный институт культуры, поехала по распределению в Бийск и стала там делать свой театр, - рассказывает Ольга Ивановна. - Поверила педагогам вуза, сказавшим, что я обязана попробовать силы на режиссерском поприще. Скоро будет уже тридцать лет, как я "пробую". Сначала это был "Театр-студия 33". 33 - номер моего кабинета во Дворце культуры Бийского олеумного завода. Полученного образования катастрофически не хватало. Помогли умные люди, в том числе муж Эльдар Бабаев, прошедший хорошую актерскую школу в Омске.

    Первый спектакль был поставлен в 1990 году по повести Джона Барри "Питер Пен". Назывался он "Забытая страна". Там был необычный персонаж - Крокодил.

    - Артисты спросили: "Кто его будет играть и, главное, как?". - "А мы его сошьем!". Крокодил получился трехметровым. Хотелось, чтобы его взаправду боялись. Поролон в ту пору купить в магазине было невозможно. Каким-то чудом я познакомилась с главным инженером олеумного завода Жуковым. Попросила Юрия Николаевича выписать нам три листа поролона. Главный инженер оборонного объекта хохотал до слез: "Тут "железный занавес" открылся, завтра впервые лечу в зарубежную командировку, а ты тут с каким-то поролоном!". Выдали мне эти листы, и я потащила их по заводской территории. Стоял март, дул сильный ветер, вырывал поролон из рук, а я была такая счастливая. Сшили Крокодила, выкрасили гуашью, залакировали, чтоб не пачкался. Когда он появился на сцене, публика встретила его с восторгом, это и определило дальнейшую судьбу театра. Мы поняли, что равноправное сочетание "живых" кукол и артистов дает зрителям мощные, яркие эмоции.

    Кукол в театре делают по особому рецепту - поролон, краска плюс чувство юмора. Их уже больше сотни. К каждой приложили руки сами артисты.

    - Поэтому у нас нет ни интриг, ни сплетен, - продолжает Ольга Бабаева. - Некогда ерундой заниматься - люди с утра до вечера работают. Пришли с репетиции и начали возиться с куклами и декорациями - шить, клеить, красить, строгать, гнуть проволоку, строить музыкальную студию. Что мы сейчас закупаем для театра? Танцевальные кроссовки, циркулярную пилу и вспышку для фотоаппарата. Сейчас мы квартируем в городском ДК, места не хватает, но мы же как настоящие трансформеры. В начале рабочего дня из небольших помещений вытаскиваем декорации и кукол, а в конце все упаковываем и рассовываем по кладовкам.

    Дайте дело сделать!

    - Какую нишу занимает театр? Вы современные скоморохи?

    - Мы стопроцентные балаганщики. В жанр балагана может вместиться абсолютно все -  песни, танцы, пародии, сатира, цирковые номера, клоунада, буффонада. Поэтому беремся за все и позволяем себе делать все, что хотим. Ориентиры для нас - Цирк дю Солей и Молодежный театр под руководством Вячеслава Панова. "Пановцы" в свое время сразили меня бесшабашным русским весельем. А правде актерского существования научил новосибирский городской театр под руководством Сергея Афанасьева. В этом театре есть актриса Зоя Терехова. Она написала стихи почти для всех наших сказок. В Новосибирске живет и наш замечательный художник Наталья Поспелова.

    В бийском театре хранится невиданное множество реквизита и сценических костюмов. Здесь работает собственная мастерская. Над техническими решениями бийчан, которые в "доинтернетную эпоху" до всего доходили своим умом, некоторые профессионалы хохотали, но "оно работало". Взять хотя бы фирменные проволочные скрутки внутри кукол - им не страшны никакие переезды через полстраны.

    - Главный наш принцип - работать предельно честно. Артисты выходят на сцену и отдают себя без остатка. Знают: зритель голосует ногами. Будем плохо играть - перестанет ходить. Потому-то и сохранился наш театр в кошмарный период 1990-х.

    Сценарии для спектаклей и праздников пишет сама Ольга Бабаева. Идеи она черпает из книг в жанре фэнтези, из сибирских сказов, кинофильмов.

    - На носу был очередной Новый год, нас попросили поставить сказку с куклами - я села и написала "Остров невезения". В основе его лежала песня из "Бриллиантовой руки". Вместе с артистами стали искать какие-то этюды, которые вставлялись в сюжет. В сказке, помимо Крокодила, появились новые большие куклы - Солнышко, обитатели болота и прочие необычные персонажи. Было время, когда мы каждый год выпускали новые спектакли. Я писала без остановки - пьесы самых разных жанров. "Герой из племени балбесов" - фэнтэзи, "Невесты Змея Горыныча" - русская сказка. Помню, читала я про это чудище и думала: "Ну как так? Ты же Змей, а жениться хочешь на красной девице? С чего вдруг?". Я придумала персонаж - простого русского парня, которому Царь приказал забрать у Горыныча невесту. Ванька берется за это поручение, а ему все палки в колеса вставляют, козни строят. Иван же просто хочет добросовестно выполнить порученную ему работу. "Дайте дело свое сделать!", - взрывается Иван.

    Иванов крик получился с двойным, а то и с тройным дном. Для российской культуры это вообще бессмертная фраза. Кстати, за "Невест Змея Горыныча" бийчане получили краевую премию в номинации "Народное творчество". Приехала комиссия из Барнаула во главе с народным артистом России Дементием Паротиковым, посмотрела спектакль, Паротиков встал и заметил: "У них даже Корова как настоящая. В моей деревне коровы точно также ходили".

    Вышли на улицу

    С детскими спектаклями артисты объехали всю Сибирь. А потом начался период работы для взрослых. Самыми экзотическими местами, где побывали "Куклы-великаны", Ольга Бабаева называет Тынду и Ташкент.

    - В Тынде время словно застыло, весь антураж времен социализма. А в Ташкент мы попали в тот период, когда русские покидали Узбекистан. На наше выступление пришло, кажется, все русскоязычное население Ташкента. Нам были очень благодарны. Осталась фотография, на которой труппа стоит на ступеньках Дворца культуры и у каждого по три огромных букета.

    Пришла пора, и "Куклы-великаны" вышли на улицу. Новый формат возник закономерно. Когда Бабаевой предложили стать главным режиссером "Сибирской масленицы" в Алтайском крае, она сразу же согласилась. Улица, народные гуляния в стиле "раззудись, плечо", смех до слез, большие формы, яркие краски - кто, если не "Куклы-великаны"? Часто говорят: "Что вы тут балаган устроили?". Но балаган еще надо уметь устроить. Собрать разные фрагменты так, чтобы не было безвкусицы. За Уралом кроме бийчан в таком формате больше никто не работает.

    Ключевой вопрос

    - Как родилось название театра?

    Ольга Бабаева: "Театр-студия 33" поставил три спектакля, и нам сказали: "Вы переросли свое название, придумайте что-нибудь посерьезнее". Муж сел думать. Думал несколько дней, исписал на листочках кучу всяких вариантов, а потом выдал: "Куклы-великаны". Название ушло в народ, сейчас это уже просто обозначение больших кукол. Нам, как всегда, некогда было застолбить за собой авторство. В 1990-е водились "пираты", которые не стеснялись использовать наше название, мы куда-нибудь приедем, они туда же через пару месяцев - и так по всей Сибири. Но, к счастью, халтура долго не живет.

    Поделиться