26.01.2017 15:28
    Поделиться

    В Петербурге поставили мюзикл со звездой первой советской рок-оперы

    В Петербурге поставили мюзикл с Альбертом Асадуллиным
    Петербургский ТЮЗ имени Брянцева представил премьеру мюзикла "Кентервильское привидение" в постановке Виктора Крамера по одноименной повести Оскара Уайльда. Главная интрига - роль самого привидения исполняет звезда первой советской рок-оперы "Орфей и Эвридика" Альберт Асадуллин. Побывав на премьере, корреспондент "РГ" убедился, что знаменитый актер и выдающийся певец оказался еще и главным украшением спектакля - если не единственным.

    Ироничный сюжет Уайльда известен даже детям. Да и сама новелла, скажем прямо, произведение для младшего школьного возраста, хотя авторы мюзикла присвоили ему рекомендательный рейтинг 12+. Итак, типичное до гротеска американское семейство Отисов въезжает в старинный английский особняк с приличествующим ему привидением. Развязные манеры заокеанских парвеню быстро выводят из себя почтенного призрака, но все планы жуткой мести разбиваются о железобетонную практичность новых хозяев. Только юная Вирджиния жалеет несчастного сэра Саймона и, рискуя собой, помогает ему обрести покой в загробной жизни.

    Превращением этой камерной истории в полноценный мюзикл на сцене ТЮЗа занялся титулованный режиссер Виктор Крамер - обладатель нескольких "Золотых софитов" (высшая театральная премия Северной столицы - "РГ") и одной "Золотой маски" за работу над оперой "Царь Демьян" в Мариинском театре. Однако самое известное его творение - легендарное "сНежное шоу" Славы Полунина, покорившее весь мир. Кстати, в афише Крамер значится еще и как автор художественного оформления спектакля.

    Сама постановка вызывает противоречивые чувства. Для начала: нужно обладать довольно большой смелостью, чтобы поставить спектакль по произведению Оскара Уайльда, выкинув оттуда почти весь авторский текст - и дописав свой. Допустим, непросто перевести прозу на язык драматургии, но уж совсем непонятно, как удалось искоренить неповторимую легкую интонацию, превратив непринужденную повесть в невнятный бурлеск.

    Конечно, мюзикл диктует свои правила - например, обязательное наличие на сцене хора и кордебалета. Для этого постановку решено было разнообразить массовкой, а саму усадьбу превратить в некий "музей ужасов", которым заправляет вечно падающая в обморок миссис Амни - домоправительница и по совместительству экскурсовод для многочисленных любителей острых ощущений. Собственно, именно этот миманс в модных нынче костюмах а-ля "стимпанк" (викторианский стиль вперемежку с эстетикой кабаре и ретроаксессуарами времен индустриальной революции вроде летных очков) и отвечает за соблюдение законов жанра, хотя основное его занятие - суматошная беготня по сцене и хоровые вопли.

    В противоположность им семья Отисов - воплощенные американцы. Новые хозяева жизни двусмысленно шутят и поют. Вирджиния вместе с юным герцогом Чеширским катается на огромных картофелинах, символизирующих пони. Все это продолжается до тех пор, пока на сцене не появляется собственно привидение - и тут становится ясно, ради чего все затевалось.

    Асадуллин абсолютно органичен на сцене. Он играет не просто сэра Саймона - он играет Артиста, чьи мастерские представления наводили ужас на стольких обитателей этого старинного особняка. Призрак оперы, Дракула и Суини Тодд в одном флаконе - чистое воплощение настоящего инфернального героя. С одной поправкой: в век прагматизма и рассудительности его мастерство уже никого не трогает. Именно эти "небольшие" штрихи поднимают "Кентервильское привидение" на новый уровень и придают ему глубину.

    И именно в исполнении Асадуллина здесь звучат самые проникновенные песни. К сожалению, об остальном звукоряде спектакля мало что можно сказать. Принято считать, что неотъемлемая часть мюзикла - музыка. Здесь она вроде бы и есть, но совершенно не запоминается, выветриваясь из головы еще до выхода труппы на поклоны.

    Поделиться