Свою нынешнюю питомицу, которую зовут Альма, зоолог взял прямо из логова, обнаруженного в Цимлянском заказнике, во время рейда по регулированию численности волков. Все семь щенков подлежали уничтожению, но один из них - маленькая волчица попала в городскую квартиру научного сотрудника.
Время от времени там появлялись звери и птицы, спасенные зоологом. Сова, ворон, сокол, ушастые ежики, занесенные в Красную книгу, черепахи, лиса и даже змеи.
Но хотелось воспитать именно волка.
- Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит, - вас это не пугало? - спрашиваю Александра Давидовича.
- Вы знаете, у меня на эту присказку уже аллергия, - говорит Липкович. - Я взял волчонка, которому отроду было всего месяца полтора, в этом возрасте его еще можно воспитать, после трех месяцев это практически бесполезно. Волк - умное животное, и всегда меня интересовал. Взгляд волка не сравнить со взглядом собаки и даже человека. Кажется, волк видит тебя насквозь.
Волчицу, а не волка зоолог выбрал осознанно. Самки более склонны к подчинению, более послушны, а конкурировать с кобелем за лидерство не хотелось.
- Так вы стали вожаком стаи в вашем тандеме?
- Ну какая стая из двух особей? - смеется Александр Давидович. - А вожаком, альфа-волчицей, пока Альма проживала в городской квартире, была моя жена Татьяна Алексеевна. Волчица ж дикий зверь, чистоту в квартире не соблюдает, кроме того, молодому хищнику необходимо много двигаться, поэтому по первому требованию супруги мы с Альмой мчались на улицу.
- Как на волчицу реагировали собачники и их питомцы?
- Очень дружелюбно. Никто не признавал в Альме волчонка. Спрашивали, что это за порода, а собаки принимали ее за свою. Но во время игр Альма проявляла свою волчью суть - отрабатывала атаки. Незаметно подкрадывалась и пыталась схватить кого-нибудь за ногу. Но я был рядом и пресекал ее забавы. Хватка мощной волчьей пастью может оказаться весьма болезненной и оставить синяки. Во время прогулок я всегда брал с собой приманку - кусочки колбасы, мяса. Для закрепления команды "Ко мне!" Даже когда Альма бывает сыта, она берет приманку и закапывает ее.
- В волчьей стае свои законы: кто сильнее, тот и вожак. Альма вас проверяла? Нападала, чтобы посмотреть, как вы себя поведете?
- Вы знаете, ни разу такого не было. Она всегда вела себя довольно дружелюбно. Но здесь тоже немало надо было потрудиться. Необходимо соблюдать волчьи законы, не уговаривать, а жестко наказывать, когда зверь ослушался. Для этих целей есть брезентовый поводок, и Альма четко знает - чуть что я без колебаний заеду ей по морде. Конечно, мы можем и обниматься, и сюсюкаться, но команды Альма должна выполнять беспрекословно.
- Есть такое определение - волчий аппетит, чем вы кормили подрастающую волчицу?
- В зоопарке для взрослого волка положено два с половиной килограмма мяса в день. Я покупал для Альмы куриные головы: это и мясо, и кости, которые волку также необходимо грызть. Такая еда пришлась Альме по вкусу.
Альма подросла и превратилась в красивую холеную волчицу. Шерсть ее отливает золотом. Правда, квартиру пришлось поменять на вольер. Сейчас прирученная хищница обитает в вольере - хозяин перевез ее в заповедник, где работает. Необычная волчица поставлена на полное довольствие в Ассоциации "Живая природа степи", где создан Центр редких животных европейских степей. Когда в заповедник приезжает Липкович, волчица не знает, как высказать ему свою радость от встречи. Лижется, носится вокруг хозяина.
- Я беру Альму на поводок, сажаю в машину, и мы вместе выезжаем в степь. Она носится среди цветов и разнотравья, но возвращается по первой команде, беспрекословно дает надеть на себя ошейник и возвращается в вольер. Интересно, что она хорошо помнит моих друзей, которых знала, когда была еще детенышем. С ними она тоже ласкова и воспринимает как своих друзей.
- А если бы я пыталась погладить Альму?
- Она бы вас обнюхала, покрутилась бы вокруг, а потом бы начала охотиться...
Александр Липкович - замечательный фотограф постепенно к этому и готовил Альму. Теперь она фактурный зверь, и ее с удовольствием снимает и сам хозяин, и приезжающие в заповедник фотокорреспонденты. Недавно, например, фотография несущейся среди тюльпанов Альмы, которую снял донской фотокор Валерий Матыцин, вошла в сотню лучших снимков по версии ТАСС.
Более того, Альма начала сниматься в документальных фильмах о донской природе.
- Недавно к нам приезжали столичные киношники, и они удивлялись, как дикий зверь беспрекословно выполняет команды: пробежать там, постоять здесь. По задумке режиссера, Альма выполняла роль экскурсовода, который демонстрирует зрителям прелести степи. Мне показалось, что волчице нравится роль актрисы.
- Кого в следующий раз планируете приручать?
- Пока я сделаю тайм-аут. Все время бороться со звериным упрямством очень трудно. Чтобы вырастить такого ручного волка, нужна долгая и сложная психологическая работа, временами на грани нервного срыва. Это я хотел бы донести до тех, кто захочет приручить дикого зверя.