27.01.2017 18:07
    Поделиться

    Образовательные стандарты по аспирантуре могут быть изменены

    Минобрнауки рассматривает возможность внесения изменений в федеральные образовательные стандарты по программам аспирантуры. По словам замминистра образования Людмилы Огородовой, та модель ФГОСов, которая существует сегодня в аспирантуре, вызывает у экспертного сообщества много вопросов.

    К примеру, как соотнести ее с западной системой высшего образования? Можно ли считать окончание нашей аспирантуры эквивалентом получения степени Phd (доктор философии)?

    "Нас волнует вопрос взаимосвязи реализации учебной программы и защиты диссертации, вопрос качества образования. Поэтому мы стали изучать опыт британских коллег из Оксфорда и Кембриджа, обсуждать с ними возможные варианты. По итогам этой дискуссии ФГОСы могут быть уточнены с учетом лучших практик. Однако конкретных сроков пока назвать не могу", - рассказала Людмила Огородова на пресс-конференции, посвященной Году науки и образования Великобритании и России. 

    Кроме того, по словам замминистра, с вузами Объединенного Королевства обсуждается возможность получения двойных дипломов в области ядерной физики и энергетики, прохождения английскими студентами практики в России.  В рамках Года науки и образования России и Великобритании пройдут сотни ключевых мероприятий: семинары, выставки, олимпиады, круглые столы... В них примут участие более 18 британских университетов и десятки российских вузов. К примеру, Дальневосточный федеральный университет уже запланировал провести в Кембридже семинар "Социально-экономическое развитие тихоокеанского региона", а МГТУ им. Баумана - международную конференцию о перспективах композитных материалов. 

    "Недавно проведенное исследование показало, что когда Великобритания и Россия сотрудничают, цитируемость получившихся публикаций в два раза превышает среднемировые показатели, - отметил главный научный советник МИД Великобритании Робин Граймс. - Когда мы работаем вместе, мы можем объединить разные подходы, чтобы разрешить трудные научные проблемы". 

    На сегодня Великобритания занимает 4 место в научном сотрудничестве с Россией среди других стран по рейтингу совместных публикаций. Основных направлений несколько: физика, химия, геология, клиническая медицина, биотехнологии, генетика, материаловедение. Ну и, конечно, космос.  На днях для посетителей лондонского Музея науки открылся новый экспонат - спускаемый аппарат космического корабля "Союз", на котором британский космонавт Тим Пик вернулся из своего первого полета. Он стал первым пилотируемым космическим аппаратом в национальной коллекции космической техники Великобритании, побывавшем в космосе. А весной Музей науки в Лондоне открывает выставку "Валентина Терешкова: первая женщина - космонавт". 

    В России также ожидается масса интересного: мастерские от ведущих британских экспертов "Популяризируя науку: как устроить большой взрыв", "Неделя науки" для школьников, Тотальный диктант по английскому языку, запуск "Научного поезда" в Московском метрополитене (его украсят цитаты знаменитых британских ученых). Кроме того, более 450 тысяч фунтов будет выделено на совместные исследования коллективам российских и британских ученых. Кроме грантов предусмотрена и программа двусторонних научных семинаров. 

    "Первый круглый стол у нас прошел по палеонтологии. Второй пройдет в Великобритании и будет посвящен теории гравитации. Откуда берутся гравитационные волны? Как черные дыры слипаются друг с другом? Ждем очень интересную дискуссию с учетом новых данных, - рассказал директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый. - А третий круглый стол пройдет в России и, скорее всего, будет посвящен вечной мерзлоте, что очень важно для нас в условиях потепления климата". 

    Что касается космоса, то, по словам Льва Зеленого, на втором этапе проекта "Экзомарс" Россия и Великобритания будут взаимодействовать еще теснее. Россия сделает посадочную платформу, которая доставит на Марс ровер. На этом аппарате будет стоять уникальная группа английских и российских приборов, предназначенных для исследования минералогического состава Марса.

    От первого лица

    По словам специального представителя президента России по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, одна из главных целей совместного Года науки и образования - это популяризация серьезного знания. 

    "Сергей Капица, выдающийся ученый-физик и популяризатор науки, отец которого, лауреат Нобелевской премии Петр Капица, как известно, многие годы работал в Кембридже под руководством британского физика Резерфорда, однажды, говоря о точных науках, заметил, что это то, что русские преподают китайцам в американских университетах. И хотя это, безусловно, шутливое высказывание довольно метко описывает влияние глобализационных процессов на науку и образование, уверен, что России и Великобритании по-прежнему есть чем поделиться в этой области", - рассказал Михаил Швыдкой.

    Поделиться