28.01.2017 14:55
    Поделиться

    Воронежцы увидят знаменитых быков Пикассо

    Истоки знаковых работ Пабло Пикассо - от камерных женских портретов до масштабного антивоенного полотна "Герника" и серии, посвященной корриде, - можно проследить на выставке "Параграфы" в Воронеже. Она открылась в областном художественном музее имени И.Крамского.

    В подборку вошло более прижизненных 60 литографий из частных коллекций и крупных аукционных домов Германии, Бельгии и Франции. Сопровождают их фотографии, емкие описания жизненного пути и эстетических поисков Пикассо, мини-репродукции его известных работ и характерные цитаты. За 91 год он создал около 20 тысяч разнообразных произведений. Проходных, по мнению искусствоведов, не было.

    Каждый "параграф" открывает новую грань личности Пикассо. Эстампы служат иллюстрациями. Так, после рассказа об интересе художника к африканским маскам даже неопытные зрители поймут, откуда "выросли" его портреты-гримасы войны. Столь же прозрачно сопоставление наскальных рисунков из пещеры Альтамира и образов корриды из поздней серии Пикассо "Торос и торерос" (сам он заявлял: "После Альтамиры все - декаданс"). Тех, кто подозревает, что художники, не работающие в реалистической манере, попросту не умеют рисовать, наверняка удивят его "Мать и дитя" и "Сумасшедший".

    Ну а тех, кого живо занимает частная жизнь великих людей, привлечет та часть экспозиции, где собраны изображения возлюбленных Пикассо. Установить имена всех его пассий биографы не в состоянии, названы лишь "основные": первая супруга, балерина Ольга Хохлова ("с русскими не шутят, на них женятся!"), юная Мария-Тереза Вальтер, нервная Дора Маар (в конце концов Пабло отправил ее в психиатрическую клинику), уверенная в себе Франсуаза Жило (единственная женщина, которая сама бросила талантливого донжуана) и обожавшая его вторая жена - Жаклин Рок, с которой мастер провел последние 15 лет жизни. Счастья большинству своих муз художник не принес, зато оставил выразительные портреты - как полные классической гармонии, так и сюрреалистические.

    Особое место среди "Параграфов" занимают эскизы к "Гернике" - самому масштабному творению Пабло Пикассо. Черно-белое полотно размерами 3,5 на 8 метров он создал стремительно, под впечатлением от показательной акции фашистов - 26 апреля 1937 года они разбомбили баскский город Герника в Испании, погубив множество мирных жителей. Художник, живший тогда во Франции, создал 45 набросков к этой работе. Большинство их - 37 - можно увидеть на выставке.

    Некоторые рисунки выглядят как самостоятельные графические произведения: мать с мертвым ребенком на руках, человек-факел, вперившийся в никуда бык, бьющаяся в агонии лошадь - мастер стремился передать "плач детей, плач женщин, плач птиц, плач цветов и камней, плач кирпичей, плач мебели…".

    Первые зрители оценили "Гернику" неоднозначно - многие восприняли его художественный манифест с отвращением, но были и те, кто сразу назвал полотно шедевром. "Живопись - не декорация интерьера. Это инструмент войны для атаки и защиты против врагов", - утверждал Пикассо. В 1940 году, когда гитлеровские войска вошли в Париж, в мастерскую художника явились гестаповцы. Увидев открытки с репродукцией "Герники", спросили: "Это вы сделали?" "Нет, это сделали вы!" - парировал он.

    "Параграфы" уже побывали в Санкт-Петербурге и Ярославле, Краснодаре и Петрозаводске, Брянске и Смоленске. В Воронеже выставка продлится до 26 марта 2017 года.

    Поделиться