Почему в Европе банки доплачивают заемщикам за кредит

Европейский центральный банк (ЕЦБ) решил не менять направление денежно-кредитной политики. Базовая процентная ставка осталась на рекордно низком уровне - 0 процентов, ставка по депозитам - на уровне минус 0,4 процента, ставка по маржинальным кредитам - 0,25 процента.

В последнее время низкие вплоть до отрицательных процентные ставки стали модным трендом. Даже в России появился ряд экономистов, призывающих провести количественное смягчение и максимально снизить ставки. Ранее подобные эксперименты со ставкой начали проводить центральные банки европейских стран.

Прошлый год запомнится громкой историей, которая случилась с датчанином Хансом-Петером Кристенсеном, который вместо того, чтобы платить по взятому под "плавающие" проценты ипотечному кредиту, сам получил от банка почти две с половиной сотни датских крон.

Это стало результатом того, что несколько лет назад Центробанк Дании установил отрицательные процентные ставки. В итоге ставка по кредиту Кристенсена тоже стала отрицательной. То есть не он оказался должен банку, а банк - ему.

Если вспомнить, как все начиналось, то нужно сказать, что отрицательные ставки возникли как способ борьбы с дефляцией и длительной рецессией.

Экс-главу ФРС США Бернанке прозвали Вертолет за обещание разбрасывать деньги с воздуха, чтобы дать рынкам свободные средства

Обычно перед центральным банком любой страны стоят две основные задачи: борьба с инфляцией и безработицей. Для этого в арсенале ЦБ есть целый набор инструментов денежно-кредитной политики (ДКП), от процентных ставок до валютных интервенций. Однако этот инструментарий бессилен, когда в экономике снижаются цены и наблюдается длительная рецессия или даже стагнация.

Одной из первых с такими проблемами столкнулась Япония, причем они растянулись более чем на 20 лет. Именно японцев можно считать родоначальниками политики количественного смягчения, стимулирования экономики путем увеличения госдолга и отрицательных процентных ставок.

В чем смысл этого механизма? Отрицательные процентные ставки устанавливаются центральным банком, который взимает проценты с банков для того, чтобы они активнее инвестировали деньги в экономику, а не держали их на своих счетах. В такой ситуации банкам действительно выгоднее кредитовать бизнес, который получает деньги почти даром, чем сидеть на подушке с ликвидностью, приносящей убытки.

Сперва такие новации в денежно-кредитной политике воспринимались весьма скептически, однако ипотечный кризис США в 2007 году и последовавшая программа количественного смягчения, введенная тогдашним главой ФРС Беном Бернанке, существенно изменили отношение к новым подходам в денежно-кредитной политике.

Бернанке, получивший прозвище Вертолет Бен, обещал разбрасывать деньги с вертолета, чтобы дать рынкам необходимую ликвидность и побороть дефляцию в стране. В конечном итоге масштабы количественного смягчения в США превысили четыре триллиона долларов, а период нулевых процентных ставок растянулся почти на 10 лет. Далее примеру Соединенных штатов последовал Европейский центральный банк и Национальный банк Швейцарии. Они пошли даже дальше и ввели отрицательные ставки.

1,12 процента. Такой в годовом исчислении была зафиксирована инфляция в еврозоне в декабре 2016 года. По предварительным данным, по уровню роста потребительских цен еврозона займет восьмое место в мире

Несмотря на то что такого рода новации набирают обороты и к ним присоединяется все больше и больше стран, не стоит забывать об отрицательной стороне такой политики.

Во-первых, из-за низких процентных ставок и дешевеющей национальной денежной единицы усиливается бегство капиталов из страны. В эпоху высоких цифровых коммуникаций банкам проще и выгоднее инвестировать деньги в зарубежные активы с более высокой доходностью, чем кредитовать кого-то под низкий процент внутри своей страны.

Во-вторых, отрицательные процентные ставки ведут к девальвации национальной валюты и удорожанию импорта, что особенно болезненно сказывается на импортозависимых странах.

В-третьих, это может стать началом новых проблем в экономике, например гиперинфляции. Именно по этим причинам страны с развивающимися экономиками не идут на такие меры.

Об авторе: Лазарь Бадалов, доцент кафедры банковского дела Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова