Ранним утром летчики и инженеры территория полка, который расквартирован в кубанском районном городе Кореновске, превратился в настоящий муравейник. Военные тягачи и спецмашины друг за другом подъезжали к ударным вертолетам Ми-28Н "Ночной охотник, Ка-52 "Аллигатор (они поступили в полк перед Новым годом) и десантным Ми-8 МТШ. Огромные машины вытаскивали их на рулежную дорожку, техники проверяли авиационное оборудование, а специалисты по вооружению готовили боекомплекты: снаряды к пушкам и неуправляемые реактивные снаряды (НУРСы) на специально отведенных площадках.
Военным необходимо в четко установленные сроки подготовить авиационную технику и снарядить ее боеприпасами. Особенность проверки заключалась в том, что после объявления готовности по тревоге начинались плановые полеты с применением вооружения на полигоне. Это один из ключевых видов выполнения боевой подготовки в армии.
- Сегодня по легенде после подготовки боевых машин будут выполнены учебно-боевые задачи: произведен поиск и уничтожение колонн машин, военного аэродрома и другой инфраструктуры на военном полигоне на малых и предельно малых высотах, - рассказывает командир полка Евгений Суходольский. - Новая техника, которая поступила к нам, увеличивает ее боевые возможности. Разные по своим маркам вертолеты могут работать в вместе, дополняя один другого. При этом еще и осуществлять онлайн-режим в полете, сами обнаруживать радиолокационные станции (РЛС), отслеживать различные цели и уничтожать их. Летчику необходимо только выбрать первоочередную цель и нажать на гашетку.
Корреспондент "РГ" также получил возможность подняться в небо на боевом вертолете.
Перед вылетом командир экипажа проинструктировал, как вести себя на борту Ми-8 МТШ: предстоял не просто ознакомительный полет, а вылет продолжительностью один час двадцать минут с двумя заходами на полигон и стрельбой. Отдельно предупредил, что во время стрельбы возможно небольшое задымление в салоне вертолета. "Поэтому пугаться не стоит", - добавил офицер. К тому же фотосъемку придется вести через открытые иллюминаторы, а это добавит машине в воздухе дополнительный шум и вибрацию.
А перед тем, как приступить к стрельбе, наблюдаем полет и выполнение боевой задачи над полигоном "Ночного охотника". Ми-28Н буквально завораживает своей грациозностью и мощью. Сразу понимаешь, почему его предшественника - Ми-24 - прозвали "Летающим танком".
…Сильный ветер, врывающийся через открытые иллюминаторы вертолета, так и хочет сорвать капюшоны с курток, гул винтов невозможно перекричать. Поэтому в полете объясняемся с экипажем на жестах. Журналистов предупреждают о заходе на боевой курс - значит, вот-вот будет открыт огонь. Поэтому, буквально слившись с бортом вертолета, примыкаю к иллюминатору и держу наготове, смотря в окуляр, фотокамеру.
Неожиданная вспышка огня и свист улетаемых НУРСов заставляет вздрогнуть. И тут же с жуткой досадой понимаю, что не успел вовремя снять все это... Но, к счастью, впереди еще есть крайний заход: в авиации не принято говорить слово "последний".
Вторая попытка фотосъемки все-таки удалась. Правда, по-настоящему удачным получился только один кадр удачный. Точно также действуют и летчики. Здесь наши профессии чем-то роднятся: пуск нескольких ракет - как стрельба очередью из автомата или серийная фотосъемка, производимая фотоаппаратом…
После стрельбы вертушка набирает высоту, и мы наблюдаем, как на подлете к полигону винтокрылые машины заходят на боевые курсы, умело маневрируют и имитируют уход от условного огня противника. Все экипажи выполняет по два захода. В каждом из них - стрельба реактивными снарядами и огонь из 30-миллиметровых пушек. Полсотни ракет и почти тысяча снарядов буквально изрешетили полигон. А каждый выстрел летчика оценивали на земле.
Но вот уже и наша машина заходит на посадку. После остановки лопастей техники проверяют подвесные блоки - все ли ракеты отстрелены и устанавливают наземные чеки. Только после этого благодарим летчиков за помощь и вертолет. А ребятам уже нужно готовить вертолеты к повторному вылету, получить новые задачи.
Как рассказали в полку, за этот летный день экипажи уничтожили на полигоне более 20 целей, а отлично подготовленная к полетам инженерно-техническим составом авиатехника ни разу не дала сбой.