МИД РФ: Главное для нас - чтобы стратегия адвокатов была успешной

МИД России подготовил списки адвокатов, которые готовы оказывать правовую помощь россиянам в 145 странах мира. Как сообщил "РГ"  уполномоченный МИД по правам человека, демократии и верховенству права Константин Долгов, в некоторых ситуациях своевременная консультация юриста может помочь нашим гражданам избежать значительного количества неблагоприятных последствий.

- Константин Константинович, списки адвокатов уже на сайте МИД, и я даже позвонила по одному из номеров в Польше и поговорила по-русски с польским адвокатом, который заверил меня, что по этому номеру можно звонить круглосуточно. Какие еще критерии учитывались при отборе адвокатских фирм для внесения в список? 

Константин Долгов: Знание русского - необязательное условие, ведь можно воспользоваться услугами профессионального переводчика, но это, также как и наличие круглосуточного телефонного номера для экстренной связи - несомненное преимущество. Важнее всего для нас деловая репутация. Это мы проверяем обязательно. Все данные, начиная с названия и адреса сайта юрфирмы в интернете, заканчивая наличием опыта работы с нашими гражданами и перечнем областей права, в которых работают адвокаты данной фирмы, указываются в списке. Эти списки не окончательные, они будут пополняться и
совершенствоваться - в конце прошлой недели мне уже позвонили представители нескольких адвокатских фирм с вопросом, почему там не указаны их данные. А не указаны они потому, что эти люди не обратились в посольства или консульства РФ в своих странах. 

Информация о критериях отбора содержится в анкете-вопроснике, которую адвокаты или юрфирмы, желающие быть включенными в список, могут получить в посольстве России в той стране, в которой они предполагают работать. Наши загранучреждения "заряжены" на такую работу и будут уделять особое внимание проверке деловой репутации кандидатов.  На данный момент в списках 1336 адвокатов и юридических фирм из 145 стран. Но представители таких фирм должны понимать, что это - не бесплатная реклама, а декларация о готовности усердно работать. МИД не может нести ответственность за качество их юридических услуг, но если будут систематические и обоснованные жалобы на кого-то из этого списка, то мы будем эти фирмы из перечня удалять.
 
- Такие списки, несомненно, станут большим подспорьем для наших туристов. А насколько такая практика распространена в мире?

Константин Долгов: У нас это вообще впервые, а в тех странах, которые делали что-то подобное, например, в США или Великобритании, нет такого масштаба, проработки, охвата и унифицированности. Вообще пользоваться этими списками могут не только граждане РФ, хотя они рассчитаны, прежде всего, на них, но и наши соотечественники, проживающие за рубежом. При этом я бы хотел подчеркнуть, что это не рекомендация МИД. Это просто справочно-информационный материал - если человек попал в беду, достаточно один раз кликнуть на соответствующий раздел на сайте МИД. Понятно, что наши граждане, как и любые другие, могут, находясь на территории иностранного государства, столкнуться с неприятными ситуациями, такими как арест, угроза экстрадиции, причинение вреда здоровью со стороны третьих лиц, семейно-брачные споры и нарушение прав несовершеннолетних, нарушение права собственности и так далее.

По опыту наших консульских учреждений за рубежом можно сказать, что если бы наши граждане знали, куда обращаться в таких случаях, если бы они имели возможность получить своевременную помощь адвоката, получить консультацию по-русски, значительного количества неблагоприятных последствий можно было бы избежать на начальном этапе.

- Правильно ли я понимаю, что эти списки можно найти и на сайте Министерства иностранных дел и в мобильном приложении МИД России "Зарубежный помощник", которое рекомендуется загружать в смартфон перед выездом за рубеж?

Константин Долгов: Да, а также на сайте консульского департамента МИД. Хочу подчеркнуть, что мы не оплачиваем услуги этих адвокатов, но наши граждане не всегда знают, что в некоторых ситуациях они могут рассчитывать на помощь со стороны государства пребывания. В списке указаны в частности юрфирмы, которые предоставляют legal aid - это правовая помощь, оказываемая лицу в определенных местным законодательством случаях полностью или частично за счёт иностранного государства.

Главное для нас - чтобы стратегия адвокатов была успешной и они помогли нашим гражданам

Как правило, на получение такой помощи могут претендовать уязвимые социальные группы, например, малоимущие, инвалиды, дети без попечения родителей и так далее, а также лица, оказавшиеся в правовой ситуации, связанной с ограничениями основных прав и свобод, такие как подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, лица, подлежащие депортации. Это следует уточнять в каждом отдельном случае, лучше всего - перед поездкой. Адвокаты могут также предоставлять услуги на основе pro - bono, то есть "ради общественного блага" - малоимущим, социально-незащищенным и нуждающимся лицам, но такие решения по каждому случаю в зависимости от обстоятельств дела принимаются или не принимаются самим адвокатом или юридической фирмой.

- В случае, если российский гражданин воспользуется адвокатской фирмой из списка МИД, означает ли это, что сотрудники российского диппредставительства смогут узнать от адвоката подробности его дела?

Константин Долгов: Мы не можем и не хотим влиять на работу адвокатов, мы только лишь отслеживаем ситуацию в той мере, в которой это необходимо для выполнения наших консульских обязанностей. В соответствии с консульской конвенцией, как правило, в течение трех дней с момента задержания гражданина России мы получаем от местных властей соответствующую информацию. В основном, проблемы с информированием о задержании бывали с американцами. А Украина в последнее время систематически манкирует этими обязательствами и очень редко идет навстречу хоть в чем-нибудь. Но, в
основном, все страны, подписавшие конвенцию, стараются ее соблюдать. И сотрудники российского консульства, получив соответствующую информацию, стараются навести справки и связаться с задержанным гражданином или его
адвокатом. Если есть согласие на консульское посещение, мы посещаем задержанного гражданина. Мы проверяем условия содержания, обращаем внимание властей, если есть проблемы со здоровьем, помогаем получить книги на русском
языке, а в критической ситуации можем и купить ему зубную щетку.

Более того, в чрезвычайной ситуации, при соблюдении определенных критериев, наши консульства помогают гражданам вернуться на родину. Но все это возможно только с согласия гражданина России и его адвоката. Мы никогда ничего не навязываем. В частности, по громким делам, таким как дело Виктора Бута или Константина Ярошенко в США, мы, разумеется, получаем информацию, но ровно в том объеме, в котором юристы считают нужным. Главное для нас - чтобы стратегия адвокатов была успешной и они помогли нашим гражданам.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"