30.01.2017 21:09
    Поделиться

    Польского героя назвали марионеткой коммунистических спецслужб

    Польские власти пытаются доказать, что Лех Валенса был агентом спецслужб
    Всемирная слава главы легендарной "Солидарности", лауреата Нобелевской премии мира и первого президента демократической Польши Леха Валенсы не дает покоя нынешним польским властям. Как сообщило местное информагентство PAP, институт национальной памяти Польши закончил экспертизу документов, которые должны доказать всему миру, что польский герой был марионеткой в руках всесильных коммунистических спецслужб, а установление демократии в Польше было их проектом.

    Правящая сегодня в Польше партия "Право и Справедливость" хочет доказать полякам, что это - первая в истории Польши формация, не связанная с социалистическими спецслужбами. По мнению многих экспертов, именно этой цели должны служить громкие "открытия", связанные с якобы имевшим место сотрудничеством экс-президента Польши, лидера легендарной "Солидарности" Леха Валенсы со спецслужбами. А на недавней презентации своей новой книги лидер "ПиС" Ярослав Качиньский выразил мнение, что это его брат Лех де-факто руководил в 1990 году "Солидарностью". Братья Качиньские в начале 1990-х трудились в канцелярии президента Валенсы, и покинули ее из-за конфликта с главой государства.

    Теперь Леха Валенсу - человека, ставшего символом борьбы поляков за независимость, преследуют и травят те, в чьих руках оказались специфические польские спецслужбы "исторической политики" - Институт национальной памяти, у которого есть даже собственная прокуратура. Напомним, что именно этот институт поручил экспертам следственной лаборатории в Кракове провести графологическую экспертизу бумаг, которые год назад были изъяты у вдовы генерала Чеслава Кишчака, бывшего во второй половине XX века главой военной разведки и контрразведки, а также министром внутренних дел страны. Среди этих документов находился конверт, а в нем написанное от руки обязательство о сотрудничестве с польской Службой Безопасности (СБ), подписанное: Лех Валенса "Болек", а также расписки в получении денег, подписанные этим псевдонимом. Всего в "деле тайного сотрудника" из шкафа Кишчака было 279 страниц в оригинальных обложках, среди них - многочисленные донесения тайного сотрудника под псевдонимом "Болек", а также записи агентов Службы Безопасности со встреч с тайным сотрудником под псевдонимом "Болек". Часть донесений написана от руки и подписана этим псевдонимом, хотя все, кто знал Леха Валенсу в тот период, утверждают, что электрик Гданьской судоверфи не смог бы написать столь пространные тексты, даже если бы очень захотел.

    Сам Валенса не испытывает доверия к польским следственным органам

    История с агентом "Болеком" уже всплывала в 2008 году, когда двое сотрудников созданного Качиньскими Института национальной памяти, занимающегося, в том числе, люстрацией, опубликовали книгу "СБ и Лех Валенса. Дополнение к биографии", в которой обвинили экс-президента в сотрудничестве со спецслужбами. Однако Валенсе удалось доказать, что все документы, имевшиеся в архивах СБ, были подделаны для того, чтобы помешать Нобелевскому комитету присудить ему премию. Правда, в реестре тайных сотрудников спецслужб действительно был зарегистрирован агент "Болек", но, учитывая ситуацию в Польше в 70-е годы прошлого века, можно было понять, почему простой электрик гданьской судоверфи, жена которого была беременна, когда его арестовали, подписал обязательство о сотрудничестве, от которого позже отказался. Сторонники бывшего лидера "Солидарности" и даже некоторые его противники придерживались мнения, что после 1976 года агентурной деятельностью Валенса не занимался, и был "чистым" оппозиционером и вождем. А польский люстрационный суд дважды вынес решение, что во времена "Солидарности" Лех Валенса не был действительным агентом СБ.
    Результаты нынешней экспертизы станут известны во вторник, но, по предварительным данным, специалисты подтверждают подлинность большей части документов. Сам Валенса не испытывает большого доверия к польским следственным органам и уже заявил, что в случае, если эта информация подтвердится, он рассматривает два варианта действий: "Либо немедленно обращусь к друзьям за границей и попрошу провести точно такие же исследования, либо подожду, когда эта группа отойдет от дел, и тогда выясню причины такого вердикта и привлеку виновных к ответственности", - цитирует его портал wp.pl.

    Поделиться