31.01.2017 16:26
Поделиться

Из грунта, вынутого при прокладке "второго Босфора", построят острова

Турция намерена создать в недалеком будущем три искусственных острова, расположенных рядом со Стамбулом в Черном и Мраморном морях. Земля для их сооружения будет взята во время рытья Kanal Istanbul - громкого проекта по запуску "второго Босфора". Об этом сообщает 31 января турецкая газета Hurriyet.

При прокладке Kanal Istanbul должно быть вынуто порядка 2,7 млрд кубических метров грунта. Конкурс на сооружение канала планируется объявить уже в 2017 году. Искусственные острова же окажутся у входов в канал с обеих сторон. На вновь насыпанных участках земли разместятся частные резиденции, рестораны, гавани. По словам министра морского судоходства и коммуникаций Турции Ахмета Арслана, "острова будут приносить доход, вырученные средства пойдут на финансирование сооружения "второго Босфора", стоимость создания которого составит порядка 10 млрд долларов.

Kanal Istanbul - один из так называемых "безумных проектов", анонсированных в 2011 году тогдашним премьер-министром, а ныне президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. В числе этих проектов Мармарай - железнодорожный тоннель под Мраморным морем, соединяющий европейскую и азиатскую части Стамбула (был запущен осенью 2013 года), новый аэропорт Стамбула, способный пропускать 150 млн пассажиров в год, мост через пролив Дарданеллы (планируется открыть в 2023 году) и еще несколько, включая так называемый "третий мост через Босфор", он же мост султана Селима Грозного, сданный в эксплуатацию в августе 2016 года.

Но "второй Босфор" - самый амбициозный из всех этих проектов, считают эксперты. Канал пройдет к западу от Босфора, через европейскую часть Большого Стамбула. Начинаться в Мраморном море он будет примерно в районе нынешнего аэропорта Ататюрк. Создание канала предполагается приурочить к 100-летию Турецкой республики, которое будет отмечаться в 2023 году.

Главная цель - разгрузить Босфор, через который сейчас проходит около 56 тысяч судов год. Порядка 10 тысяч из этих судов - танкеры, чья авария чревата масштабной техногенной катастрофой в центре 15-миллионнного Стамбула.

Согласно проекту, "второй Босфор" должен быть длиной 45-50 километров, глубиной 25 метров, его средняя ширина будет 150 метров. Такие размеры позволят проходить через него большим пассажирским лайнерам, танкерам и даже подводным лодкам. Для сравнения, Суэцкий канал сейчас имеет глубину порядка 20 метров и ширину до 350 метров. По берегам нового канала должны быть построены резиденции и частные дома.

Идея построить дублер Босфора появилась не первый раз. Изначально такой канал планировал еще султан Сулейман Великолепный, а великий турецкий архитектор Мимар Синан даже сделал проект. Затем Османская империя возвращалась к этой идее еще несколько раз, но дальше разработки плана дело не шло.