Следователи СК установили четыре эпизода преступной деятельности Денисова на 2,5 миллиона рублей. По материалам дела, Денисов получал эти деньги не только лично, но и через посредника. В большинстве случаев им была супруга обвиняемого Татьяна. 4 марта 2016 года при получении очередной взятки ее задержали сотрудники УФСБ России по Алтайскому краю.
Юрий Денисов возглавил краевое управление по образованию и делам молодежи летом 2004-го. Как установило следствие, в ведомстве он выстроил разветвленную систему подношений, податей и откатов: по материалам дела, он получал взятки от руководителей подведомственных учреждений системы образования с 2009-го. В частности, за собственную роспись в финансовой документации по расходованию субсидий. А также за определенные кадровые решения, за подписание и продление контрактов. Два с половиной миллиона рублей, о которых пойдет речь в суде, это лишь верхушка айсберга. По всей видимости, в деле Денисова точка еще не поставлена.
В 2011 году с началом работы ФЦП развития образования в край стали поступать огромные средства. Речь шла о миллиардах. Проблема была в том, что в лучшем случае деньги из центра приходили во втором квартале. Процесс организации торгов занимает не меньше месяца. На освоение суммы, выделяемой на год, в лучшем случае оставалось полгода, если, конечно, работать честно.
В управлении образования, где существовал свой центр госзаказов, был иной алгоритм действий. Основная масса конкурсных торгов проводилась в октябре-ноябре. Когда уже "сроки горели", в нарушение ФЗ-44 выбирались "надежные" компании, через которых и прокручивались суммы. В строительном комплексе это была фирма, в которой финансовым директором работал сын Денисова (ряд детсадов, за которые она бралась, до сих пор не сданы в эксплуатацию). Поставками компьютеров и другой оргтехники также занимались строго определенные компании. К закупке товаров для нужд дошкольных учреждений допускались только "свои".
При этом, по некоторым оценкам, значительная часть закупленного в последние годы в школы современного оборудования не используется. Оно просто не подключено, его некому обслуживать. Дорогостоящая интерактивная доска в сельской школе может просто висеть на стене. Подключать ее нельзя - замкнет всю проводку. На ней можно всего лишь писать маркером, да и то специальным, стоимостью около 8 тысяч. Зачем это сельской школе, где на счету каждая копейка? Зато по документам все выглядит замечательно - средства освоены, программа реализована, можно рапортовать!..
Настоящей фабрикой по отмыванию денег для семьи Денисова стал Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования. В правоохранительных органах развели руками, когда проанализировали зарплату сотрудников института, начисляемую на основе почасовой тарификации. Некоторые получали зарплату, за которую им необходимо было работать без выходных по 27 часов в сутки! В ходе следствия выяснилось, что именно с этих выплат делались щедрые отчисления в пользу начальника управления Юрия Денисова.
Между тем карьера Денисова неуклонно шла в гору. Губернатор неоднократно ставил его в пример другим подчиненным. В марте 2010 года Юрий Николаевич получил повышение - стал заместителем губернатора Алтайского края. Через два года возглавляемое им управление было преобразовано в главное управление образования и молодежной политики. В октябре 2012 года Денисова наградили орденом "За заслуги перед Алтайским краем" II степени. Ни одного дисциплинарного взыскания.
При этом чиновник не стеснялся на фоне скромно одетых педагогов щеголять в импортных костюмах, стоимость которых равнялась средней годовой зарплате учителя. Запросто мог прилюдно унизить любую из своих подчиненных (подавляющее большинство в ведомстве составляли женщины). В бийском пригородном коттедже у Денисовых в рабочее время регулярно батрачили сотрудники местных техникумов: пололи грядки, белили деревца, убирали мусор. Отказ от "барщины" приводил к тому, что человек терял работу. Денисов жестко контролировал вопросы кадровой политики вплоть до приема и увольнения технички.
После ареста Юрия Денисова в адрес правоохранителей пошли звонки и письма от сотрудников образования. Со всего края. Не было ни одного обращения в защиту. Напротив, люди рассказывали о безобразиях в той системе, которую выстроил Денисов.