В СЗФО наступили хорошие времена для развития легкой промышленности

Объем финансирования предприятий легкой промышленности в 2017 году может вырасти на 40 процентов и превысить три миллиарда рублей. Такое предложение минпромторга сейчас рассматривает федеральный центр. Швейные, обувные, кожевенные, меховые и текстильные предприятия Северо-Запада, планирующие подавать заявки на федеральные субсидии, соглашаются с необходимостью усиления государственной поддержки. Однако формат бюджетной помощи, как считают производители, нуждается в доработке. Кроме того, субсидии не будут эффективными на сто процентов, пока не решатся проблемы с замещением им-портного сырья и подготовкой кадров.

Дорогая контрабанда

В прошлом году российская легкая промышленность де-монстрировала осторожный, а в некоторых отраслях и уверенный рост. Объем текстильного и швейного производства увеличился на пять процентов, спец-одежды - на рекордные 37,4 процента. Отчасти помог подешевевший еще в конце 2014 года рубль - импорт значительно подорожал, и многие владельцы марок одежды начали размещать заказы на свои коллекции у российских швейных компаний. Отчасти повлияла государственная поддержка, объем которой увеличивается с каждым годом.

- После 1991 года правитель-ство лет двадцать не уделяло внимания этой отрасли. В последние же пять-семь лет ситуация в плане взаимодействия государства и легпрома качественно изменилась, - отмечает президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин.

Генеральный директор Союза производителей швейных изделий Санкт-Петербурга Светлана Молчанова подтверждает: и в стране в целом, и в регионах Северо-Запада в частности наступила благоприятная ситуация для развития производств.

- Проблема засилья контрафактной и контрабандной продукции постепенно решается. С одной стороны, таможня начала активнее бороться с "серыми" товарами, с другой стороны, контрафакт и контрабанда подорожали, как и легальный импорт, - комментирует корреспонденту "Российской газеты" ситуацию Светлана Молчанова. - Обсуждается вопрос чипирования ряда категорий продукции, по аналогии с меховыми изделиями. Если эта работа вкупе с усилением бюджетной поддержки продолжится, в ближайшие годы мы сможем говорить о реальном импортозамещении на швейном, обувном, кожевенном и других рынках.

Редкий кадр

Впрочем, пока остается достаточно проблем, которые необходимо решать. По словам Светланы Молчановой, прошлый год для предприятий Северной столицы был рекордным по объему полученных бюджетных субсидий. Но большая часть государственной поддержки досталась крупным и средним компаниям. "Малыши" же, которые составляют основу местного легпрома, за помощью обращаются редко - слишком дорого-стоящей для них является процедура оформления документов.

- Легкая промышленность в Санкт-Петербурге представлена более чем 400 предприятиями швейного, текстильного и обувного производства. Из них только 25 - это крупные и средние компании, - делится информацией генеральный директор Союза производителей швейных изделий Северной столицы. - Конечно, большие фабрики, заводы и холдинги с удовольствием пользуются субсидиями, подают заявки на все возможные формы бюджетной поддержки. У них есть необходимые оборотные средства, специалисты-юристы, которые занимаются подачей заявок. А малые компании, чтобы получить субсидию на компенсацию процентной ставки по кредиту, должны 50 процентов этой бюджетной ставки отдать банку. Как нам кажется, было бы правильно, если бы на федеральном уровне упростили требования к малым предприятиям - получателям субсидий.

Другой очень важный и острый вопрос связан с подготовкой кадров. В Санкт-Петербурге специалистов для швейных предприятий обучают восемь учебных заведений. Однако большинство абитуриентов этих вузов и колледжей стремятся получить диплом дизайнера. Такие актуальные на рынке труда специальности, как швея или технолог-конструктор, выпускников школ интересуют мало.

- Чтобы рабочие профессии стали популярными, в первую очередь необходимо решить жилищный вопрос, - продолжает Светлана Молчанова. - Девушки из других регионов СЗФО и ЦФО готовы были бы трудиться на производстве в Петербурге, если бы им предоставили общежитие или другое жилье. Работодатели в одиночку с этой задачей не справятся, требуется помощь государства, возможно, в виде какого-то государственно-частного партнерства. Затем, найдя выход из жилищной ситуации, следует запустить социальную рекламу рабочих профессий - чтобы молодые люди знали, что швеи и технологи-конструкторы востребованы среди работодателей, что они могут хорошо зарабатывать.

В противном случае все мас-штабные инвестиционные проекты, о которых немало говорится в последний год, просто не удастся реализовать. Они рассчитаны на трудоустройство двух-трех тысяч человек, в основном речь идет о рабочих, а взять этих специалистов негде. Петербургские власти пытаются повлиять на ситуацию с кадрами в легкой промышленности. Комитет по занятости населения ведет работу, помимо самого Санкт-Петербурга, с тремя регионами: Ленинградской, Вологодской и Ивановской областями. Но это общефедеральная проблема, которую на региональном уровне решить сложно. Необходима согласованная работа трех российских министерств - труда и социальной защиты, образования и науки, промышленно-сти и торговли.

Опавший лен

Еще одна проблема связана с отсутствием сырьевой базы. Ткани, нитки, фурнитуру многим предприятиям швейной промышленности приходится завозить из-за границы. Соответственно, они не могут претендовать на одну из субсидий - компенсацию расходов на покупку отечественных материалов.

К примеру, для новгородской фабрики крестецкой строчки основным сырьем является лен. Здесь изготавливают изделия народных художественных промыслов (НХП) - одежду и предметы убранства, украшенные традиционной вышивкой. Однако российский лен - слишком грубый, новгородским мастерицам не подходит. Приходится закупать сырье в Италии и Белоруссии. Не нашлись в нашей стране и нитки подходящего качества.

- Не могу сказать, что необходимость закупать импортное сырье приводит к критичному удорожанию продукции, - рассказывает генеральный директор фабрики Антон Георгиев. - Во-первых, объем субсидии на покупку материалов не превышает 300 тысяч рублей в год. Во-вторых, у нас, как у предприятия НХП, 90 процентов себестоимости изделий составляет оплата труда мастериц. Для фабрики более актуальна была бы другая льгота - освобождение от части финансовой нагрузки на фонд оплаты труда. Так, федеральная ассоциация "Народные художественные промыслы России" уже много лет пытается добиться снижения уровня страховых взносов с 30 до 14 процентов. Но другим предприятиям легпрома, где производство автоматизировано, импортные материалы при удешевлении рубля бьют по карману. И если власти планируют под-

держивать легкую промышленность, направляют на эти цели миллиарды рублей, начинать необходимо с азов - с субсидий на посадку текстильных растений, возрождения старых или создания новых сырьевых, в том числе льняных, производств.

Одежда ушла в сеть

Что касается вопросов сбыта, сейчас до 70-80 процентов продукции северо-западные швейные, обувные и кожевенные предприятия реализуют через Интернет. Это и крупные торговые площадки, объединяющие сотни различных брендов, и собственные интернет-магазины компаний, и группы в социальных сетях.

- Я не считаю, что региональные и федеральные власти должны каким-то образом помогать производителям в налаживании системы сбыта, - рассуждает Светлана Молчанова. - Компании могут пользоваться другими субсидиями, чтобы удешевить производство, улучшить соотношение цены и качества продукции. Если предприятие производит востребованные товары, оно найдет своих покупателей, особенно при нынешнем стремительном развитии интернет-торговли. В перспективе же необходимо создавать отечественные торговые интернет-платформы. Не секрет, что сейчас все подобные площадки принадлежат иностранным инвесторам, и часть денег от продажи российской одежды, обуви, аксессуаров утекает за границу.

А вот предприятиям легкой промышленности, включенным в реестр субъектов НХП, без помощи государства в решении сбытовых проблем не обойтись, уверен Антон Георгиев. Из-за ручного труда, автоматизировать который невозможно без потери "народного" статуса, продукция НХП стоит недешево и относится к товарам не первой и даже не второй необходимости.

- При этом организовать государственно-частную систему сбыта товаров народных художественных промыслов можно даже без бюджетных вложений, - подчеркивает Антон Георгиев. - Достаточно отдать субъектам НХП приоритет при закупках различных подарков и сувениров со стороны государственных учреждений и крупных корпораций с государственным участием.