Режиссер Хуан Антонио Байона этим фильмом завершает свою трилогию "о матерях и сыновьях" (фильмы "Приют" и "Невозможное"). В картине, перед просмотром которой рекомендуется прочитать книгу, рассказывается история о мальчике, его умирающей от неизлечимой болезни маме и старом тисовом дереве - это оно оживает и превращается в Монстра. Для детей новый фильм слишком сложен, для взрослых - прост. Но события, происходящие в нем, и игра актеров могут растопить даже самое каменное сердце. К тому же он очень хорошо сделан - в разных техниках, сочетание которых поражает воображение. В главных ролях в картине снялись Лиам Нисон, Сигурни Уивер, Фелисити Джонс. Льюис МакДугалл - мальчик, играющий своего сверстника Коннора, прекрасно справился со сложной ролью. А Монстра в обличье дерева сыграл Лиам Нисон - актер, в фильмографии которого более 70 ролей, обладатель "Оскара" за главную роль в картине Стивена Спилберга "Список Шиндлера". Лиам Нисон рассказал о своей новой работе.
Читали ли вы роман, перед тем, как вас пригласили сниматься в фильме "Голос Монстра"?
Лиам Нисон: Нет, не был с ним знаком. Режиссер и сопродюсер, видимо, были заинтересованы, чтобы именно я сыграл Монстра. Предложение было доведено до моего сведения через агента, который послал мне и книгу, и сценарий, написанные Патриком Нессом. Я был очень, очень растроган, когда прочитал их. Меня также умилил тот факт, что Патрик Несс никогда не говорил о ребенке снисходительно. Он использует сложные и глубокие элементы, чтобы пояснить взросление ребенка, рассказывая о разрушенном браке его родителей, и о том, что его любимая мама умирает от рака. Мальчик также общается с бабушкой, которая теряет своего ребенка - свою дочь. И вся эта трудная эмоциональная жизнь передается Нессом через написанное очень сильно. Даже чтение этого материала было для меня хорошим уроком в жизни - по разным причинам.
Лицо Льюиса МакДугалла, исполняющего роль мальчика в фильме, выражает так много, что больно смотреть на экран. Как вы взаимодействовали с ним на съемочной площадке?
Лиам Нисон: Мне понравилось работать с таким Коннором О'Мэлли. Льюис - не только новое лицо в кино, но и ребенок, у которого есть невероятная способность общаться на глубоком эмоциональном уровне честным и правдивым способом. Я снялся в 70 фильмах, но многому научился, работая именно с этим мальчиком. И я ему за это бесконечно благодарен. Сцены с моим участием были сняты в технологии "захвата движения". Некоторые из них снимались без Льюиса в течение двух недель в месте, расположенном далеко за пределами Лондона. Так что не в каждой сцене, где вы видите нас вместе, мы действительно рядом. Я впервые работал в такой технике, и это невероятно увлекательный процесс. Под Лондоном мы работали на фабричном пространстве, которое специалисты называют "Объем". Там мы были окружены 60 или 70 камерами, и мне пришлось носить плотно облегающий костюм с различными маленькими шариками, как для пинг-понга, приклеенными ко мне. Льюис был там же, и мы оба выполняли все то, что нам говорил режиссер.
Но при этом вы себе представляли, как именно выглядит ваш персонаж?
Лиам Нисон: Наши художники сделали небольшой макет этого дерева. В древней мифологии, тисовое дерево было наделено способностью исцелять, а также мудростью и знаниями. И я думаю, что и Патрик Несс, и дизайнеры действительно привнесли в его изображение жизнь, подчеркивающую мощь и силу природы и самой земли.
В фильме действительно соблюден баланс между реальностью и фантазией, и он не нарушает границ сентиментальности - вы это чувствовали?
Лиам Нисон: Я осознавал это. И даже не сомневался, потому что я видел фильмы Хуана Антонио Байона "Приют" и "Невозможное", и был поражен тем, как он умеет раскрыть молодых актеров. Юэн МакГрегор и Наоми Уоттс фантастически играют в картине "Невозможное". Юэн сыграл в нем лучшую свою роль. Дети в этом фильме были такими замечательными, что я еще тогда подумал, что Байона - особенный режиссер, если он мог так их снять в картине, что рассказывает о цунами в 2004 году. Так что, приступая к работе в "Голосе монстра" я себя уже чувствовал в надежных руках. Когда я наблюдал, как режиссер работает с Льюисом и с нами двумя, то обращал внимание на то, какие тонкие и деликатные указания он давал. Льюис схватывал их буквально на лету, и они ему очень помогали пройти необычный путь сложной роли. Сейчас, когда я оглядываюсь назад, мне уже не верится, что прошло два года с тех пор, как я две недели работал над ролью Монстра - такой глубокий след оставили во мне съемки с маленьким партнером и режиссером.
Главнее герои фильма - Мальчик и Монстр. Но, как вы думаете, эта картина рассчитана и на взрослых, и на детей?
Лиам Нисон: Мы все сталкивались с горем на очень глубоком уровне, будь то потеря одного из родителей, брата или дорогого друга. Мы все собираемся встретиться со смертью, и это естественный процесс жизни.
Наша история посвящена двенадцатилетнему мальчику, который борется со смертью, потому что не может смотреть, как его мама чахнет неделя за неделей. К чести Патрика Несса и Хуана Антонио Байона они не стесняются затрагивать эту проблему. И при этом ничего не приукрашивают. Ведь все происходящее - замечательный мудрый путь, которым проходит малыш, его способ справиться с этим. Они пытаются его понять, потому что он даже не может ни с кем поделиться. Он не может поговорить с бабушкой, а его отец живет в Соединенных Штатах, поэтому все происходящее с Монстром - в его воображении, и способности к рисованию, которая помогает хоть что-то выразить. Искусство и фантазия - то, что спасает его, в конце концов.
В картине поднята еще одна серьезная тема - как истории помогают людям пройти трудные времена в жизни. Исследование фантазии, как способа выразить свои эмоции и выплеснуть проблемы - было ли это для вас лично одной из причин, почему вы выбрали актерскую профессию?
Лиам Нисон: Да, меня всегда тянуло к этому. Я играл Оскара Уайльда в пьесе Дэвида Хэйра "Поцелуй Иуды" несколько лет назад, и была поражен - как замечательные сказки, который он сочинил для своих двух сыновей, повлияли на их жизнь. Да и на жизнь других людей. Эти сказки были написаны в прекрасной форме, но при этом Уайльд поднимал в них сложные вопросы. И они потом помогали в решении жизненных проблем.
Я не знаю, как именно дети слушают сказки. Когда вы думаете о Красной шапочке, то представляете маленькую девочку, которая шла через лес к дому бабушки, но там был переодетый волк, и он хотел ее съесть. Это чертовски неприятно и страшно, но такая сказка учит жизни. Интересно, что дети любят смотреть такого рода вещи, и любят быть напуганными до полусмерти. До определенного момента они предпочитают фильмы ужасов, и тому есть причина. Эти истории помогают подготовиться им к реальной жизни.