Новости

01.02.2017 12:36
Рубрика: Культура

Лучшие выставки февраля: "Оттепель", "Арефьевцы и митьки" и Лего

"РГ" выбрала пять наиболее интересных выставок февраля. В Центре фотографии им. Братьев Люмьер покажут работы одного из лучших фотографов кино Игоря Гневашева. "Арефьевцы" и "Митьки" поселятся в центре Artplay. В Московском музее современного искусства на фестивале "Фестнаив" расскажут, как Пиросмани, Малевич и Бурлюк вдохновлялись наивным искусством. В Третьяковской галерее на Крымском валу наступит "Оттепель": в центре внимания выставки спорная эпоха, картины, кино, артефакты. А в Экспоцентр на Красной Пресне привезут скульптуры Натана Савайи, сделанные из тысяч кубиков конструктора Лего.

Иван Васильевич в объективе

1 февраля в Центре фотографии имени братьев Люмьер пройдет вернисаж выставки, посвященной памяти фотографа Игоря Гневашева "Я знаю их…". Лауреат премии "Золотой глаз России", его имя попало в мировую энциклопедию "Современный фотограф". Гневашев пришел в фотожурналистику во время оттепели. Он начал снимать в первой половине 60-х. Даже для оттепели в его фотографиях было слишком много правды. Ни "Советский Союз", ни "Огонек", ни "Комсомолка" не очень хотели брать снимки без прикрас, без лакировки и эпатажного любования. И вот тогда кто-то из друзей привел Гневашева в кино. Почти двадцать лет он работал для журналов "Советский экран" и "Советский фильм" - на съемках фильмов Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Шукшина, Михалкова, Гайдая, Соловьева и других мастеров. Его фотографии со съемок фильмов становились визитной карточкой будущих шедевров.

Иногда кадр фотографа предвосхищал находку режиссера. Многие помнят, как в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" царь в исполнении Юрия Яковлева, волей сценаристов перемещенный в советские 1970-е, сидит на тахте, боясь нажать на кнопки кассетного магнитофона, - вещицу необыкновенную и желанную по тем временам не только для персонажей, недавно прибывших из XVI века. Между тем эпизод этот появился в фильме случайно. Яковлев в царском гриме отдыхал между эпизодами съемок, слушая кассетник. Фотограф Игорь Гневашев не удержался - снял этот момент. Гайдай увидел этот снимок и тут же констатировал: "Вот это мы и закрепим!"

Тема наивного

В Московском музее современного искусства 1 февраля стартует V Международный фестиваль наивного искусства "Фестнаив". ММСИ совместно с Музеем русского лубка и наивного искусства представят два масштабных проекта: "НАИВ…НО" и "Сотворение мира". Как работы "художников-самоучек" вписались в контекст художественного процесса ХХ века, как взаимодействовали наив и радикальные направления живописи - авангард, концептуализм и примитивизм, а также чем живут современные художники-наивисты России и Европы - этому будет посвящен проект. Творчеством так называемых непрофессионалов заинтересовались представители зарождающегося авангарда еще в самом начале ХХ века. Произведения "самоучек" были полны отличались тем восприятием и символизмом, который были интересны искусству новой эпохи.

"Наивный” раздел выставки представлен Нико Пиросмани, Павлом Леоновым, Катей Медведевой, Владимиром Зазнобиным, Еленой Волковой и другими. Помимо наивистов отечественной школы в экспозицию вошли работы звезд европейского примитива - Анри Руссо и Ивана Генералича. "Профессиональная часть" представлена работами мастеров, начиная с классиков авангарда Казимира Малевича, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой, Ильи Машкова, младоконцептуалистами и художниками актуального направления.

"Главный Митёк страны"

В центре Artplay 2 февраля откроется выставка "Арефьевцы и Митьки. Семья Шагиных в неофициальном искусстве". Посетителям представят 200 работ семьи Шагиных - классиков советского нонкомформизма - Владимира Шагина, Натальи Жилиной и Дмитрия Шагина. В один из блоков будут включены работы членов легендарной группы "Митьки" - Андрея Филиппова, Василия Флоренского, Василия Голубева, Андрея Кузнецова, Татьяны Шагиной. Посетителям расскажут о жизни типичной семьи ленинградских интеллигентов, все представители которой были и являются художниками.

Но "Митьки" - это больше, чем семья, это целое явление, мифология и даже философия.

Первое поколение семьи - Владимир Шагин и Наталья Жилина - входили в "арефьевский круг", группу ленинградских художников, в послевоенные годы продолжавших традиции русского авангарда; их считают предтечами нонконформистов 1960-х. Родоначальником семьи был Владимир Шагин (1932-1999). Шагин-старший - выдающийся график и живописец, один из главных героев знаменитого "арефьевского круга" - группы ленинградских художников, которые в послевоенное время предвосхитили неофициальное искусство 1960-х годов. В начале 1960-х Шагин, как и многие его коллеги из "арефьевского круга", получил 6 лет тюрьмы за антисоветскую деятельность. После принудительного психиатрического лечения Владимир Шагин не отошел от творчества и продолжал работать до конца жизни.

Второе поколение - это, конечно, Дмитрий Шагин, "главный Митёк" страны; его имя получило движение и группа "Митьки".

Кроме живописи, на выставке представят фото- и видеоматериалы, на которых запечатлена жизнь двух поколений ленинградских художников. Кстати, Дмитрий Шагин планирует выступить с собственными музыкальными проектами.

Оттаявшее время

На 14 февраля в Третьяковской галерее на Крымском валу запланировано открытие выставки "Оттепель". Замах у организаторов грандиозный - посмотреть на это время с точки зрения истории, культуры, философии - глазами художников, скульпторов, режиссеров, ставших свидетелями изменений в важнейших сферах жизни советского человека. Хрущевская оттепель, продолжавшаяся в Советском Союзе с середины 1950-х до середины 1960-х годов, была периодом ослабления тоталитаризма, относительной свободы слова и творчества, открытости Западу. Время спорное, бурное, свободное. Художники искали новые средства выразительности, смело экспериментировали с сюжетами и материалами. Они создали новую демократическую культуру, которая восстановила утерянные связи с авангардом начала века, опиралась на утопические мечты послевоенного поколения, предложила новые методы осмысления бытия. Посетителей ждут 500 экспонатов, включая произведения художников, скульпторов, режиссеров, дизайнеров. Пространство будет разделено по темам: "Разговор с отцом", "Лучший город Земли", "Международные отношения", "Новый быт", "Освоение", "Атом - космос", "В коммунизм!".

К открытию выставки приурочат цикл лекций "Преодолевая границы. Искусство после Второй мировой войны / Европа и СССР". Проект совместный с ГМИИ им.А.С.Пушкина. В разговоре на каждую тему будут участвовать два искусствоведа, к которым присоединятся специалисты по истории литературы, музыки, кино, науки. Они обсудят пересечения и специфику художественного процесса в Европе и в СССР. Среди участников - кураторы "оттепельных" выставок в Третьяковской галерее и ГМИИ им. А.С. Пушкина Кирилл Светляков, Юлия Воротынцева, Данила Булатов, Александра Данилова.

А весной в Парке Горького можно будет послушать лекции, подготовленные совместно с журналом "Теория моды": эксперты расскажут о связи стиля горожанина с образом города эпохи Оттепели.

Скрипка из Лего

В Экспоцентре на Красной Пресне 23 февраля откроется выставка "Искусство Лего". Скульптуры из популярного детского конструктора? Скелет динозавтра, истуканы с острова Пасхи, античные статуи? Легко… Их создает американский художник Натан Савайи. Гостей ждут 100 экспонатов, на создание которых ушло 5 млн кубиков. Выставка уже побывала в более чем 30 странах, но в Россию приедет впервые.

Детство Натана нельзя назвать скучным. Он рисовал мультфильмы, писал истории, учился показывать фокусы и очень любил конструктор Лего, который получил на свой третий день рождения. За десять лет в его детской вырос целый город. Натан вырос, закончил школу, университет, стал успешным юристом, а свое любимое увлечение он не бросил. В 36 лет он окончательно порвал с юриспруденцией и превратил хобби в дело всей жизни. Особый талант - с помощью кубиков передать нюансы цвета, форму изображаемого. Люди, автомобили, портреты, статуи, музыкальные инструменты - Савайи подвластно многое.

Прежде чем конструировать, лего-художник придумывает концепцию будущего произведения, делает эскизы, тщательно подбирает строительные материалы по размеру и цвету. И только после этого начинается кропотливая работа по воплощению очередного проекта. На один экспонат, как правило, уходит от одного до двух лет.