01.02.2017 17:01

Полет в космос меняет объем мозга

Ученые из Мичиганского университета показали, что у астронавтов во время космического полета происходят структурные изменения головного мозга. Как хорошо видно на МРТ, мозг сжимается и растягивается. Статью с результатами первого в своем роде исследования авторы опубликовали в журнале Nature Microgravity, ознакомиться с ними можно также на сайте университета.

МРТ-сканирование мозга до и после полета прошли 26 астронавтов. Из них 12 провели в космосе по две недели, а еще 14 - по полгода работали на Международной космической станции. Оказалось, что длительность пребывания в космосе оказывает прямое влияние на интенсивность изменений в мозге.

"Мы обнаружили, что большие участки серого вещества мозга уменьшаются в объемах. Это может быть связано с перераспределением спинномозговой жидкости при пребывании в космосе. Гравитация не действует на жидкости нашего тела, не притягивает их к низу, отсюда одутловатые лица астронавтов, это же приводит и к изменениям положения мозга и его сжатию", - поясняет руководитель исследования Рэчел Зайдлер.

При этом интересно, что в областях мозга, связанных с получением сенсорной информации от ног, количество серого вещества, наоборот, увеличилось. Ученые объясняют: все дело в том, что в космосе, в условиях микрогравитации на МКС, мозг человека интенсивно адаптируется к передвижению в новых условиях, именно в этих зонах идет активная работа.

Исследователям еще предстоит выяснить, как такие серьезные структурные изменения влияют на физиологию мозга, а значит, и на поведение и иные функции человека, и может ли мозг восстанавливаться полностью через какое-то время после возвращения.