01.02.2017 14:20
    Поделиться

    Собянин: Москва является одним из крупнейших в мире образовательных центров

    В Москве открылась международная конференция по качеству образования. Вопросы и проблемы отрасли эксперты из более чем 30 стран обсуждают в режиме онлайн - по видеоконференции. Открыл форум мэр столицы Сергей Собянин.

    Он напомнил, что в Москве сегодня учатся около двух миллионов школьников и студентов, а трудится в отрасли более 200 тысяч человек.

    "Эта важнейшая отрасль городского хозяйства как по объему финансирования, так и по доле внимания к ней, - сказал Собянин. - У нас очень много говорят о неравенстве образования, сравнивая между собой городские и сельские школы, отдельные регионы страны. Даже внутри Москвы было много школ, которые не давали должного уровня образования". Для этого, отметил Собянин, пришлось в корне изменить принцип финансирования школ и систему зарплат учителям.

    По словам мэра, за пять лет вдвое улучшились все основные показатели школьного образования, включая результаты ЕГЭ и всероссийских олимпиад. "При этом нам достаточно сложно оперировать этими данными, потому что нам приходится конкурировать с другими школами, у которых нет таких возможностей, как в Москве", - подчеркнул глава города.

    Важным направлением мэр также назвал информатизацию школ. По словам Собянина, в ближайшие два-три года столичные школы заново оснастят современным оборудованием, в том числе интерактивными досками и панелями.

    Департамент вместе с предприятиями и вузами разрабатывает сейчас предпрофессиональный экзамен

    Главным достижением прошлого учебного года Собянин назвал признание столичного образования на мировом уровне. Его качество подтвердило первое масштабное исследование по стандартам PISA. Оно показывает, способны ли дети применить свои знания на практике. В исследовании, напомню, участвовали более 42 тысяч московских учащихся из 608 школ - в основном девятиклассники. Они отвечали на вопросы по чтению, математике и естественным наукам. По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, отличные результаты показали 100 столичных школ. "Это отрадно, но и не повод для самоуспокоения, - подчеркнул Собянин. - Проблемы есть и поэтому есть, что менять".

    Согласен с ним и помощник президента России Андрей Фурсенко. По его словам, хороший результат - не повод для эйфории, нужно смотреть, что в этом рейтинге действительно важно для ребят, экономики и общества в целом. По мнению ректора Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Ярослава Кузьминова, сравнивать национальные системы образования нужно, но надо видеть и учитывать их различия. "Обучение в Москве как по ресурсам, так и по образовательному уровню родителей дают совершенно другие результаты, - считает он. - Мы видим, что столица может соперничать со странами-лидерами рейтинга PISA, где мы всегда отставали".

    Тем не менее в регионах возможностей меньше, отсюда и больше проблем. По словам Кузьминова, четверть учеников не справляются со школьной программой, а половина студентов не осваивают вузовскую.

    "Мы провели в России анализ остаточных знаний у учащихся юридических и экономических специальностей, - рассказал он. - Выяснилось, что микроэкономику и макроэкономику знают меньше половины студентов-экономистов, статистику и эконометрику - чуть больше. У юристов уровень знаний чуть выше 50%, тем не менее люди не знают базовых вещей по гражданскому праву".

    Глава столичного департамента образования Исаак Калина видит проблему в принципах оценки знаний.

    "Мы проверяем только то, чему мы учим сами в школе и на что можно иногда натаскать, - пояснил он. - Все остальное, что школьники осваивают вне школы, к сожалению, почти не учитывается". Частично эту проблему может решить так называемый предпрофессиональный экзамен. Его департамент сейчас разрабатывает вместе с предприятиями и вузами.

    Поделиться