В Воронеже покажут танцы в невесомости

Шесть российских и одна мировая премьера состоятся на VII Платоновском фестивале, который пройдет в Воронеже со 2 по 14 июня. Откроет его опера об утопии коммунизма, завершит - пластическое шоу в воздухе под музыку барокко. Зрители оценят 12 спектаклей из девяти стран.

К юбилею Октября

Специально к фестивалю поставят оперу по рассказу Андрея Платонова "Родина электричества". Композитор Глеб Седельников написал музыку еще в 1981-м, но с тех пор ее исполняли лишь частично - уж очень сложная. Кроме того, в либретто сохранен "корявый" язык самого Платонова. "Но не горюет сердце роковое, моя слеза горит в мозгу и думает про дело мировое", - в истории о том, как строили электростанцию в селе Рогачевка под Воронежем, отражаются мечты о светлом будущем и проступают темные пятна того, что происходило в реальности.

- "Родина электричества" давно лежала в "портфеле" воронежского театра оперы и балета. На мой взгляд, этот материал созвучен нынешним попыткам осмыслить столетие Октябрьской революции. К платоновскому видению того, что с нами случилось, можно добавить и наш опыт - мы-то знаем, к чему все в итоге привело… - пояснил режиссер Михаил Бычков.

"Платоновскую" программу фестиваля продолжат спектакли "Странники" (Театр имени Ленсовета), "Фро" (Брестский театр кукол) и "Русский контракт" (Драматический театр Варшавы). В первом объединено несколько рассказов, хрестоматийных и не очень, связанных темой железной дороги и поиска счастья.

Во втором уже знакомый воронежцам режиссер Руслан Кудашов (в его постановке на фестивале шла "Фро" Рижского русского театра) осмысляет известный сюжет как вневременное "хождение… молодой женщины, оставленной мужем, уехавшим строить коммунизм или что-нибудь еще". По мнению некоторых критиков, именно с помощью кукол платоновская проза оживает на сцене наиболее убедительно.

Наконец, польский спектакль - версия "Епифанских шлюзов" - исследует "менталитет Востока, который много столетий ужасает и очаровывает Европу". Менталитет этот не до конца понятен и самим россиянам, так что посмотреть на себя чужими (дважды чужими - ведь главный герой повести англичанин) глазами будет, по меньшей мере, любопытно.

Давид, Эдип и Флоризель

В основном блоке - как всегда, россыпь "звездных" имен и названий. Театр имени Вахтангова привезет нашумевшую премьеру - "Царя Эдипа", где Римас Туминас задействовал известных артистов своей труппы и "античный" хор, набранный в Афинах. Страшное, очень зрелищное и очень злободневное действо стало одним из самых заметных событий сезона-2016 в Москве. Гости из Аргентины представят "Танго-шоу" - два одноактных балета, в основу которых легла чувственная музыка, понятная без перевода. Один из них создан по мотивам трагедии Гарсиа Лорки "Кровавая свадьба", другой посвящен легендарному бандонеонисту Аннибалу Тройло, в чьем оркестре начинал карьеру "король танго" Астор Пьяццоллла.

Шекспировские страсти ждут зрителей "Зимней сказки" Деклана Доннеллана - всемирно известный режиссер решил трагикомедию главного британского драматурга так, что выброс адреналина публике гарантирован. Интриги, ревность, внезапные смерти, погони, королева Гермиона русского происхождения и богемский принц Флоризель - в пьесе чего только не намешано, и чем же все кончается, не вполне ясно. Но добро, кажется, победит. "Спектакль жесткий, кровавый - как часто и предполагается у Шекспира. Публика его эпохи воспринимала столь сильные выразительные средства как необходимую часть театральных переживаний", - отметил худрук Платоновского фестиваля Михаил Бычков.

Ну а из Израиля на сей раз привезут драматическую постановку "Книга Царя Давида". Театр "Гешер", где ее выпустили, был основан выходцами из бывшего СССР и, как считается, сохранил психологизм русской школы. Реконструируя библейские события, артисты заставляют задуматься и о сущности "исторической правды", и о проблемах, не теряющих остроты во все века: отношениях человека и власти, войне и мире, мифах и реальности.

- Это пример того, как нация и страна осмысливает свое прошлое, свои духовные скрепы, как подвергает сомнениям устоявшиеся представления… и как это может не нравиться власти, которой кажется, что на ее авторитет бросает тень любое отклонение от изображения истории в "розовом свете", - добавил Михаил Бычков.

"Театр чуда" в XXI веке

Спектакли из академической программы фестиваля будут понятны и неподготовленному зрителю, подчеркнул худрук. А вот для тех, кто жаждет новых впечатлений и хочет увидеть образцы актуального искусства, востребованного на авторитетных мировых форумах, Платоновский приготовил специальную подборку. В ней - "Имитация жизни" венгерского театрального провокатора Корнеля Мундруцо, вечер с молодежной труппой нидерландского театра танца (NDT 2) и "живые картины" Ван Гога в фантазии "Из глубины…" (Казанский ТЮЗ).

- Работы Мундруцо были показаны в разных точках планеты, он ярчайший представитель современной европейской режиссуры. Новый его спектакль менее радикален по форме, чем предыдущие, там почти нет жестких эпатирующих моментов. Жестка сама тема - миграция, беженцы, кровь, правила и способы существования маленького человека в большом мире, - предупредил Бычков.

Мини-балеты NDT 2 "Ловкость рук", "Взаимный комфорт" и "Соло" ранее не показывались в России. Первый назван мистическим: на сцене словно действуют призраки из потустороннего мира или образы из подсознания. Второй построен целиком на диалоге танцоров с пространством. Третий - ода красоте человеческого тела, положенная на музыку скрипичной партиты Баха. В финале "Вечера с NDT 2" публика увидит легкий и забавный "бунт" личностей против коллектива под названием "I New Then". У всех балетов разные постановщики - публика Платоновского оценит стиль как признанных мастеров, так и тех, кто только начал завоевывать популярность. В Нидерландском театре танца работают лидеры современной хореографии, его артисты поражают уровнем физической подготовки.

Спектакль из Казани - тоже пластический: письма Винсента Ван Гога переложены на музыку, а впечатления от его ранних полотен переданы средствами японского танца Буто, где акцент делается на слиянии тела с природой и познании своей "изнанки". "Из глубины…" претендует на "Золотую маску"-2017 в четырех номинациях.

Эффектным завершением VII Платоновского фестиваля станут "танцы в воздухе" от итальянской компании No Gravity ("Без гравитации"): хореограф Эмилиано Пеллизари заставляет артистов парить над землей, вопреки законам притяжения. Подобные спецэффекты зародились в театре эпохи Ренессанса, когда итальянские мастера строили "волшебные" машины, имитировали на сцене извержения вулкана или разряды молний. В Воронеже покажут шоу "Ария", где акробатические этюды и пантомиму дополняет видео, барочная музыка и пение.

Музыкальную программу фестиваля объявят в ближайшее время. Продажа билетов откроется в середине февраля.

Справка "РГ"

Международный Платоновский фестиваль проводится ежегодно в июне в Воронеже - на родине одного из крупнейших русских прозаиков ХХ века. Андрей Платонов (1899-1951) - автор романов "Чевенгур" и "Счастливая Москва", повестей "Котлован", "Ювенильное море" и "Епифанские шлюзы". Публику знакомят как с признанными достижениями, так и с экспериментами в области музыки, театра, изобразительного искусства и литературы. Также в городе проходит масштабная ярмарка некоммерческой литературы и, всегда 12 июня парад уличных театров. Подробности - на сайте фестиваля и в сюжете "РГ".