Жилкомсервис №1, отвечающий за чистоту дворов и внутриквартальных проездов, не запасся вовремя нужным количеством песко-солевой смеси. Вообще Петроградка, как сигнализируют горожане, - один из самых травмоопасных районов города. По этому показателю, впрочем, его догоняют Адмиралтейский, Василеостровский, Центральный районы. По неофициальной статистике, только за два месяца зимы в травмпункты города с жалобами на ушибы, переломы и вывихи, полученные из-за падения при гололеде, обратились около 2500 петербуржцев. Количество пострадавших растет.
Нехватка посыпки - только один из минусов, которые выявили проверки жилищного комитета. Правда, чиновники ведомства признают: пока что погода их усилия побеждает.
- "Качели" от минусовой температуры к плюсу и обратно, чем так характерна петербургская зима, создают для коммунальщиков невыносимые условия, - говорит руководитель ЖСК N 2 Фрунзенского района Виктор Рябицкий. - Предугадать, сколько рабочих рук потребуется во дворах, практически невозможно.
Многие жилкомсервисы заключают договоры со сторонними организациями: мол, если понадобятся лишние руки - мы к вам. Но и эта система, как ощущают на себе пешеходы, дает сбой.
Видимо, отчаявшись укротить природу, чиновники предлагают горожанам экстравагантные меры. На официальном сайте Смольного, например, публикуют инструкции, как грамотно передвигаться по льду и группироваться при падении. Депутаты заксобрания Санкт-Петербурга выступают с предложением: раздать всем жителям города специальные устройства - ледоступы, или, в просторечии, "кошки", которые надеваются на обувь, чтобы та не скользила по льду. Эта мера, считают они, будет эффективнее и дешевле в борьбе с гололедом, чем усилия коммунальщиков.
Впрочем, на сайтах двух комитетов - по благоустройству и жилищного - опубликованы и телефоны "горячей линии": сюда можно пожаловаться на необработанные наледи во дворах и на улицах. Стоит отметить: жалобы срабатывают. Получается, что ведомства, ответственные за чистоту дворов и улиц, эффективнее работают в аварийном режиме - как пожарные или МЧС.
Но ведь есть нормативы: время на снегоочистку всей площади внутриквартальных проездов не должно превышать шесть часов, тротуаров и пешеходных дорожек - три часа. При длительных и интенсивных снегопадах уборка снега на проездах должна производиться каждые шесть часов, на пешеходных дорожках и тротуарах - каждые три часа. То же касается и посыпки от наледи. Должна. Но не производится.
Особенно опасны дворовые дорожки, ведущие зимой через газоны. Если у парадных еще посыпают, то их приходится преодолевать с риском для жизни.
- Песко-солевая смесь здесь не подходит, - говорит Рябицкий. - Во многих дворах дорожки песконабивные, от этой смеси превращаются в натуральную кашу - не пройти. Мы, например, закупили нынче для них пробную партию гранитной крошки, но с ней - свои проблемы.
Эта крошка может применяться только при снеговых накатах: на льду и при оттепели она бесполезна. К тому же, ее наличие на улицах города может создать серьезные проблемы для системы водоотведения. Так что решение, говорят чиновники, пока не найдено.
Александр Карпов, директор центра экспертиз "ЭКОМ":
- Чистота наших дворов и улиц - это не вопрос технологии, а вопрос организации. Судя по всему, комитеты или подрядные организации, задействованные в этой цепочке, обманывают при определении объемов выполненных работ. Они выставляют городу явно завышенные требования. Оправдываясь при этом: нам надо порядка 29 миллиардов рублей на очистку, а мы имеем всего пять. На улицах наблюдается явный дефицит дворников, дефицит использования техники. Многие территории просто не убираются.
Это происходит по нескольким причинам. Отчего-то за чистоту города у нас отвечают два разных ведомства: жилищный комитет (внутридворовые пространства) и комитет по благоустройству. Причем у последнего уборка снега с тротуаров проходит в регламентах как уборка автомобильных дорог. Вот они и убирают дороги, оставляя без внимания так называемые лотки и прилотковые зоны. То есть полосу между дорогой и бордюром, где расположена ливневая канализация и которая всегда занята припаркованными авто, и тротуары. Эта путаница в организации, в невнятных должностных регламентах, которые разбиваются о реальную жизнь, создает ситуацию, при которой деньги тают, а горожане страдают.