К такой практике в Петербурге пришли не от хорошей жизни. Машины экстренных служб часто не пропускают. Например, на улице Оптиков спасателям пришлось выйти из спецавтомобиля и тащить за собой шланги, чтобы потушить горящую квартиру. Причина: дама на машине Lexus отказалась пропускать их транспорт во двор. Возле дома №56 по Новочеркасскому проспекту водитель автомобиля Porshe пытался выгнать карету "скорой" из двора, потому что ему нужно было срочно проехать. Сейчас ГИБДД оформляют документы на лишение водителя прав.
А на Михайловской улице водитель Mersedes и вовсе бросился с ножом на водителя "скорой", поскольку решил, что медицинская машина оставила царапину на капоте его новенького черного автомобиля. Здесь вмешалась полиция, возбуждено уголовное дело. Всего за прошлый год на медицинские бригады нападали 42 раза. 33 человека получили телесные повреждения.
Главный врач городской станции скорой медицинской помощи Алексей Бойков говорит, что на самом деле неприятных ситуаций, в которые во время вызовов попадают врачи, намного больше. Но в сводках ведомств они не фигурируют. Если медицинскую бригаду, спешащую на вызов, не пропустили, то водитель зачастую не вызывает ГИБДД и не ждет, пока инспекторы оформят протокол. Он едет к пациенту. Достоянием общественности становятся лишь те ситуации, которые очевидцы сняли на видео, или если в результате ЧП потребовалось вмешательство правоохранительных органов. Сейчас, правда, и сами врачи, если получают угрозы, стараются сделать видеозапись происходящего.
Очевидцы говорят, что чаще всего проблемы у водителей медицинских автомобилей возникают во дворах, из-за узких проездов.
Раньше водители "скорой" просто препирались с "мажорами", нередко сдавались, и тогда врачи и санитары несли пациента на носилках до машины приличное расстояние. После событий на Камчатке, когда автоледи отказалась пропустить медицинский автомобиль, и пациент, ожидавший помощи, скончался, в Петербурге инспектора ГИБДД выборочно сопровождают вызовы. Если во дворе "скорую" не пропускают, то тут же оформляют протокол.
Но если сопровождение автомобилей на вызовы петербуржцы восприняли позитивно, то операция, проводимая на центральных улицах, вызвала споры. Многие оштрафованные водители считают, что их к административной ответственности привлекли "для галочки".
"Я ехал по проспекту Стачек, по встречке по трамвайным путям двигалась "скорая". Когда выехал на перекресток, то на "скорой" включилась сирена, и медицинский автомобиль пошел прямо на меня. Если бы я остановился, то тогда "скорая" в меня бы врезалась. Поэтому, чтобы предотвратить аварийную ситуацию, я проехал через перекресток. После завершения маневра меня сразу же остановили сотрудники ГИБДД. Они первым делом спросили: "Как вам не стыдно?", - рассказал водитель, оштрафованный во время рейда. Он говорит, что машины экстренных служб всегда пропускает, когда они едут с сиреной и проблесковыми маячками, здесь же, по его словам, просто невозможно было мгновенно сориентироваться.
Руководитель федерации автовладельцев Петербурга Дмитрий Можегов подтвердил, что проблема есть.
- Практика, когда водители экстренных служб не включают одновременно звуковую и световую сигнализацию, в Петербурге существует. Если что-то случается на дороге, то, конечно, нарушителем правил оказывается водитель легкового автомобиля. В то же время нередко машины экстренных служб на дороге просто не видно из-за особенностей архитектуры или припаркованных автомобилей. Поэтому и придумали одновременное использование звуковой и световой сигнализации, на случай, что если машину не увидели, ее непременно услышат, - говорит Дмитрий Можегов.
Опрошенные "РГ" эксперты считают, что идея у операции ГИБДД хорошая, но только проводить такие мероприятия нужно без формализма, иначе ждать эффекта бессмысленно. В то же время они уверены, что исключительно штрафными санкциями беспрепятственный проезд экстренным службам не обеспечить, нужно в целом менять отношение к врачам и огнеборцам, ведь они пытаются проехать побыстрее не ради своей прихоти, а потому что спешат на помощь.