Несмотря на мораторий, наложенный на плановые проверки до 2018 года, количество внеплановых не уменьшилось. Более того, в пять раз выросло число жалоб на незаконное уголовное преследование. О том, что еще беспокоит бизнес, мы беседуем с Еленой Артюх, региональным уполномоченным по защите прав предпринимателей.
Елена Николаевна, какова статистика жалоб в 2016 году?
Елена Артюх: Устно мы проконсультировали 423 человека, письменных обращений было 371. В качестве третьего лица участвовали в 13 гражданских делах и одном уголовном. Также подготовлено 32 правовые позиции, чтобы компании могли самостоятельно представлять свои интересы в суде. Удалось сохранить 222 рабочих места, снять финансовые санкции с предприятий на сумму более 780 тысяч рублей, вернуть долги по исполненным муниципальным контрактам на сумму более 1,8 миллиона рублей, 11 компаний защитить от незаконных проверок, а шесть - от закрытия.
Исходя из сути обращений, мы выделили наиболее конфликтные сферы: государственный и муниципальный контроль, деятельность правоохранительных органов, кадастровая оценка недвижимости, налоговая нагрузка, госзакупки, земельные правоотношения, размещение нестационарных торговых объектов (НТО).
Давайте начнем с земельных вопросов.
Елена Артюх: В ходе проведения массовой оценки в 2015 году было допущено много технических ошибок. Тем не менее в 64 муниципалитетах утвердили новую кадастровую стоимость более чем 850 тысяч участков. Это существенно увеличило нагрузку на бизнес в 2016-м: вырос земельный налог и ставки аренды. Например, в Новоуральске кадастровую стоимость одного участка оценили в 27 миллионов рублей, тогда как объективно она составляет 2,2 миллиона. В Каменске-Уральском - в 4,5 миллиона вместо 0,9. Я считаю, в таких случаях исполнитель должен устранять ошибки за свой счет в рамках гарантийных обязательств по госконтракту, не вынуждая предпринимателей обращаться в суд. Хорошо, что мы нашли взаимопонимание с министерством по управлению госимуществом (МУГИСО) в этом вопросе: довольно много споров было урегулировано в досудебном порядке, кадастровая стоимость имущества у заявителей снизилась суммарно на 40 миллионов рублей.
Также в 2016 году мы столкнулись с ограничениями доступа к земельным ресурсам, необоснованными отказами при выкупе помещений в рамках 159-ФЗ. Удалось помочь 11-ти предпринимателям.
Например, фермер из Сысерти договорился с администрацией об аренде участка на 49 лет. Спустя время решил приватизировать его, на что имеет право по закону, однако чиновники отказали и внезапно уведомили о расторжении договора аренды. Замечу, что речь не о маленькой усадьбе, а о товарном хозяйстве, которое вносит вклад в ВРП. Этот самый фермер вырастил в прошлом сезоне 4800 центнеров картофеля, 1900 центнеров моркови, капусты и кабачков, 4200 центнеров овощей закрытого грунта. Летом у него по найму трудилось семь человек.
Спор в итоге дошел до арбитражного суда, который признал требования администрации Сысерти незаконными. Помимо репутационных потерь, муниципалитет потратил 80 тысяч рублей на представителя в суде. Мы договорились с областным минфином проанализировать в 2017 году суммы судебных издержек территорий и то, насколько они оправданны.
МУГИСО утвердило перечень административных, офисных и торговых центров площадью свыше 5000 квадратов, для которых налоговая база в 2017 году определяется от кадастровой стоимости. Это не коснулось малого бизнеса, тем не менее вы заявили, что список сформирован некорректно.
Елена Артюх: Да, поскольку в него, по мнению собственников, не попало много объектов, кадастровая стоимость которых формально ниже балансовой. Получается, их владельцы могут сэкономить на налогах? Я за то, чтобы нормативные акты не порождали дискриминацию, а перечни "пятитысячников" 2015 и 2016 годов носили признаки дискриминационности. Перечень на 2017-й приняли только 29 декабря, хотя я считаю, что это нужно делать не позднее второго квартала предшествующего года, чтобы налогоплательщики имели возможность планировать свои издержки. Изначально обсуждалось порядка 500 объектов, в итоге осталось 334 - куда делись остальные?
До 1 марта в области должны утвердить "дорожную карту" реформы контрольно-надзорной деятельности на 2017-2018 годы. В качестве пилотных выбраны семь видов надзора. Мониторить ход реформы будет АСИ глазами реальных предпринимателей, которые подвергаются проверкам. В чем суть?
Елена Артюх: Сделать понятными, разумными, экономически и технологически обоснованными требования к проверяемым, внедрить риск-ориентированный подход. Ограничить число плановых проверок двумя-тремя в год в отношении одного субъекта, а также число внеплановых в единицу времени. В прошлом году был случай, когда сразу семь структур прислали своих инспекторов на предприятие, которое участвует в выполнении гособоронзаказа. Другую компанию за три месяца проверили внепланово 68 раз!
Контролеры не должны неожиданно менять свои подходы в сторону ухудшения положения предпринимателя. Например, в Екатеринбурге после проверок Роспотребнадзора под ликвидацию чуть не попали два частных медцентра, у которых стационары кратковременного пребывания располагались на первом этаже жилых домов. Причем несколько лет назад, когда учреждения проходили лицензирование, тот же самый Роспотребнадзор выдал им положительные заключения. Урегулирование заняло полгода.
Предстоит огромная работа по ревизии действующих правил в различных сферах. Предлагаю всем бизнесменам принять в ней участие: выявляйте избыточные, дублирующие или устаревшие нормы, направляйте мне на электронную почту (Sverdlovsk@ombudsmanbiz.ru с пометкой "реформа КНД") в течение февраля, я буду их консолидировать и пересылать в соответствующие органы власти.