История такова. В 2016 году муниципалитет должен был закупить для жителей Сысерти и окружающих ее поселков некоторое количество квартир по федеральной программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. На эти цели из областной казны направили 49 миллионов рублей, еще 24 миллиона на условиях софинансирования внес местный бюджет. Исходя из установленной областным правительством средней стоимости квадратного метра (36 тысяч рублей) денег должно было хватить на покупку 1750 квадратных метров. Порядок следующий: если муниципалитет укладывается в нормативную стоимость - хорошо, если же нет, он должен покрыть разницу за счет собственных средств.
По словам депутата думы Сысертского городского округа Алексея Бондарева, утвержденная областью цена для одного из ближайших пригородов Екатеринбурга несколько ниже рыночной, однако застройщики, как правило, соглашались на нее, желая сохранить с местными властями добрые отношения. В бюджете города каждая копейка на счету, денег не хватает порой на первостепенные нужды, поэтому в большинстве случаев власти старались уложиться в областные нормативы и не переплачивать.
Однако совсем иначе ситуация сложилась в поселке Октябрьском, где единственный новый дом, удовлетворяющий всем критериям жилья для переселенцев, построила компания, принадлежащая супруге мэра Светлане Карамышевой. Квартиры для переселенцев там были куплены по весьма сложной схеме и, как считают депутаты, по явно завышенной цене.
- Изначально дом предназначался для сотрудников колбасной фабрики, которой также владеет семья Карамышева. Однако приобрести квартиры смогли лишь несколько работников, зато сразу по две, - описывает эту схему Алексей Бондарев. - Договоры купли-продажи были составлены в мае 2016 года. В них указана цена - 35 500 рублей за квадратный метр, да еще и с отсрочкой платежа до 30 ноября 2016 года. Однако спустя три месяца эти же квартиры на аукционе были проданы новыми владельцами Сысертскому городскому округу уже по цене 41 041 рубль за квадрат, которую своим постановлением в июле утвердил глава.
Вроде бы разница - 5,5 тысячи рублей, однако в сумме, как посчитал Бондарев, бюджет Сысерти потратил на программу переселения из ветхого и аварийного жилья на 1 882 795 рублей больше, чем мог бы. Такого количества свободных денег в городской казне не нашлось, поэтому депутатам на одном из последних заседаний местной думы пришлось пересматривать и урезать другие статьи расходов, чтобы "залатать" образовавшуюся финансовую дыру. В частности, 404 тысячи рублей изъяли из муниципальной программы энергосбережения, 285 тысяч - из программы обеспечения жильем молодых семей, 250 тысяч - из программы профилактики правонарушений и миллион рублей из резервного фонда городского округа.
Депутатам пришлось пойти на этот шаг, чтобы в 2017 году Сысерть вновь могла рассчитывать на областные субсидии по программе расселения ветхого жилья. При этом молчать о своих претензиях они не стали. Алексея Бондарева поддержали другие депутаты, в том числе руководитель бюджетной комиссии местной думы Виталий Патрушев, лет двадцать назад занимавший кресло сысертского главы.
- Я не понимаю, на каком основании Карамышев увеличил цену квадратного метра жилья в Октябрьском до 41 тысячи рублей. Никакого мониторинга рынка недвижимости не проводилось. Я не поленился, поднял информацию в Интернете, в местных газетах. Цены выше 38 тысяч рублей за квадратный метр в этом поселке нет. Тогда с какой стати мы купили квартиры по завышенной цене? Я считаю, что глава реализовал по меньшей мере неэтичную схему, которую видно невооруженным глазом, - заявил Патрушев.
Депутаты поделились своими подозрениями с местной прокуратурой и контрольным органом Сысертского городского округа. В ответе на депутатский запрос прокуроры подтвердили и детально описали приведенную выше схему, однако пришли к такому заключению: "Супруга Карамышева А. Г. продала квартиры гражданам. Карамышев А.Г. как глава Сысертского городского округа на основании муниципальных контрактов приобрел квартиры для муниципальных нужд в муниципальную собственность у граждан, которые не являются его близкими родственниками. Какой-либо личной выгоды, дохода от сделок он не получил. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется".
Документ попал на проверку в аппарат прокуратуры Свердловской области. По словам официального представителя областной прокуратуры Марины Канатовой, чистота сделки по приобретению квартир для переселенцев бесспорна.
- Однако у нас возникли сомнения в отсутствии личной материальной заинтересованности Александра Карамышева в совершении этой сделки. Поэтому мы передали материалы дела в ФСБ для проведения проверки, - сообщила Канатова.
Тем временем в ситуации с покупкой квартир в Октябрьском разбирается и муниципальный контрольный орган. По словам председателя думы Сысерти Олеси Сирман-Прочитанской, есть основания полагать, что имел место картельный сговор.
- Сделку по продаже квартир застройщиком сотрудникам колбасной фабрики сопровождала штатный юрисконсульт фабрики. Она же была юристом на торгах при продаже этих квартир муниципалитету и не сделала на аукционе ни одного шага. Очевидно, что она исполняла свои обязанности формально. Если контрольный орган подтвердит это предположение, он обратится в ФАС, - рассказала "РГ" Сирман-Прочитанская.
К слову, согласно статье 74.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", местная дума вправе отправить мэра в отставку в случае несоблюдения им ограничений и запретов, установленных ФЗ "О противодействии коррупции". А именно в нарушении этого закона Карамышева подозревают депутаты.
Можно ли было избежать этой щекотливой ситуации? Можно, в один голос заверяют сысертские депутаты. По их мнению, Карамышеву достаточно было сразу обратиться в комиссию по конфликту интересов при губернаторе Свердловской области, которая рассматривает подобные ситуации, и объяснить, что он вынужден купить квартиры для переселенцев у фирмы жены, поскольку ей принадлежит единственный в Октябрьском дом, удовлетворяющий условиям федеральной программы. Комиссия, скорее всего, разрешила бы мэру пойти на такой шаг, предписав объявить аукцион на квартиры по цене, не превышающей определенную правительством области. Однако идти по простому и законному пути мэр "уральской Рублевки", видимо, не захотел.
Александр Карамышев, глава Сысертского городского округа:
- Свердловская область выделяет на приобретение квартир для переселенцев из ветхого и аварийного жилья деньги по нормативу 36 тысяч рублей за квадратный метр. Это средняя стоимость в регионе. Естественно, в Екатеринбурге и прилегающих к нему населенных пунктах она выше. Мы принимаем нормативный акт о цене квадратного метра в населенных пунктах Сысертского городского округа ежеквартально, для этого существует целая методика. Исходя из наших оценок, стоимость жилья в Сысерти, Большом Истоке, Патрушах равна сегодня 45 тысячам рублей за метр, а в поселке Октябрьском - 41 тысяче. По 36 тысяч за квадрат в Октябрьском сегодня можно купить разве что неблагоустроенную квартиру или комнату в общежитии. Разницу между областной субсидией и реальной стоимостью жилья мы гасили из местного бюджета.
Никаких нарушений я за собой не вижу, потому что закупку квартир мы проводили посредством проведения аукциона, а не по прямым договорам. Застройщиком дома в Октябрьском действительно была моя супруга. Но изначально дом строился для работников фабрики, им квартиры достались по льготной цене, кому-то в рассрочку, кому-то - за наличные. Если владельцы захотели продать свое имущество дороже - это их право. Я не вникаю в эти процессы, моя задача - обеспечить нуждающихся жителей Сысерти жильем.
Между тем
В декабре 2016 года в Приморском крае по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями был задержан мэр 35-тысячного города Дальнегорска Игорь Сахута. Его тоже поймали на махинациях с программой переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. По версии следствия, в конце 2015 года по завышенным ценам были куплены 34 квартиры для переселения граждан по муниципальной адресной программе. В результате консолидированный бюджет потерял не менее 22 миллионов рублей. Санкция статьи, выдвинутой против градоначальника, предусматривает до десяти лет заключения плюс лишение права занимать руководящие должности на срок до трех лет.