Многие из местных производителей утверждают: платить теперь приходится больше и чаще. Раньше правила входа в сеть были просты: ретробонус достигал в среднем 10 процентов от суммы договора, маркетинговое вознаграждение - до 100 процентов. По новому закону их совокупный размер не должен превышать пяти процентов от суммы контракта, и ретейлеры ищут способы возместить выпавшие доходы - например, за счет ужесточения штрафной политики.
- Штрафные санкции по некоторым контрактам доходят до 100 процентов. В этом случае поставщику придется самому решать, готов он работать с сетями на таких кабальных условиях или нет, - говорит гендиректор челябинского агрокомплекса Оксана Лицингер.
- При заключении допсоглашений по штрафным санкциям с сетями мы стараемся урегулировать последствия с помощью протокола разногласий, но возникает много сложностей при его согласовании. Зачастую свою позицию нам удается отстаивать, хотя случалось, что закрывали всю ассортиментную линейку, если одно из условий вызвало принципиальное несогласие сетевиков, - говорит замдиректора по продажам крупной птицефабрики Светлана Комарова.
Оказывается, штрафы штрафам тоже рознь: в федеральных и местных сетях они существенно отличаются.
- Штрафные санкции не превышают пяти процентов от суммы договора, в процессе переговоров с поставщиком возможно снижение до 0,1 процента, - рассказывает представитель региональной торговой сети Ольга Юшкова.
По ее словам, штрафовать поставщиков сеть вынуждена: таковы условия изменившихся договоров. Но это происходит лишь в двух случаях - при просрочке поставки товара и уменьшении объема партии. А вот некоторые из "федералов" наказывают поставщика даже за превышение объема продукции, несмотря на то что излишки товара он тут же забирает. По словам производителей, санкции следуют за все, даже за неверно составленный договор, и с каждой последующей ошибкой штраф растет.
По словам Светланы Комаровой, ее компания реализует через супермаркеты 15 процентов продукции, а через собственную торговую сеть - около 50, что позволяет производителю настаивать на соблюдении собственных интересов, даже добиваться снижения наценки на товар.
А вот производитель молока ведет переговоры с сетями уже более полугода - и все без толку.
- Сначала нам говорили: подождите, пока поправки вступят в силу, чтобы договор не перезаключать. Но и до сих пор мы в сети так и не зашли, а на полках с молочной продукцией в Челябинске львиную долю занимает одна компания, - возмущается гендиректор предприятия Сергей Мельников.
Мелким же предпринимателям по-прежнему ничего другого не остается, как прибегать к помощи посредников.
- Наше предприятие производит полуфабрикаты из натурального сырья, объем поставок не превышает 15 тонн в месяц. Все попытки зайти в сети закончились ничем. В итоге так и продолжаем работать с собственной клиентской базой и часть продукции продаем посреднику, который собирает большие партии для сетей, - рассказывает предприниматель Дина Муратова из села Кундравы.
На розничной полке известного супермаркета цена килограмма сельских вареников - 225 рублей при отпускной цене предприятия 76 рублей. Основная маржа достается перекупщикам. Чтобы выйти на прямое сотрудничество с сетью, в хозяйстве увеличили поголовье свиней, установили современную коптильню, расширили ассортимент продукции, но двери супермаркетов для производителя по-прежнему закрыты.
Как справиться с диктатом ретейла? Только разрушив монополию, считают производители.
- Мы предложили разработать областную программу, в рамках которой местные сельхозпроизводители смогли бы составить конкуренцию ретейлу, создав собственную сеть продаж, где продукция расходилась бы по выгодным для потребителя ценам, - говорит Оксана Лицингер.
Программы такой пока нет, хотя областные чиновники с проблемой знакомы и по мере сил помогают местным сельхозпроизводителям продвинуть их товары на полки супермаркетов. Как сообщили в минсельхозе Челябинской области, работа целенаправленно ведется с конца 2014 года: за это время удалось увеличить долю продуктов "с южноуральской пропиской" с 23 до 37 процентов в общем обороте ретейла.
- Конечно, продвижение крупных компаний в торговые сети проходит проще, чем небольших, которые не способны гарантировать нужный объем поставок, - рассказывает замминистра сельского хозяйства Челябинской области Александр Раевский.
По его словам, малому бизнесу легче выстраивать диалог с магазинами, расположенными неподалеку, либо заходить в сеть не с одним товаром, а предлагать "пакетные поставки" разнообразной фермерской продукции. Но в этом случае сложно гарантировать сохранение высокого качества товаров.
- Одна небольшая компания с нашей помощью на хороших условиях зашла в сеть, но тут же резко снизила качество продукции, теперь ретейлер предъявляет претензии не столько компании, сколько нам, ее рекомендовавшим, - сокрушается Александр Раевский. - Так что есть и другая сторона медали: сети и покупатели не должны страдать от низкого качества продукции.
Однако эту сторону некоторые сети тоже превратили в способ повышения торговой наценки: ввели контроль качества продукции в собственных лабораториях. В случае несоответствия штраф достигает 100 процентов от стоимости партии. При этом, по словам Светланы Комаровой, их предприятию ретейлер так и не предоставил информации об аккредитации лаборатории.
Как заявил руководитель Роспотребнадзора по Челябинской области Анатолий Семенов, создание таких подразделений при супермаркетах - вопрос очень спорный. Ведь для объективности исследований лаборатория должна обладать независимым статусом.
Ирина Гехт, зампредседателя комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации:
- Поправки в закон о торговле встретили сопротивление торговых сетей в связи с их нежеланием терять сверхприбыли: доходность их снизилась. Как результат, отечественным производителям в очередной раз стали выкручивать руки, стремясь сохранить доходы. На снижении ретробонусов сети потеряли миллиардные суммы и сейчас пытаются компенсировать их всеми способами. В этой ситуации нужно жестче ограничивать долю присутствия сетей на региональных рынках. В свое время в условиях дефицита товаров мы породили монстра, а теперь пожинаем плоды. Лоббистские возможности ретейла очень велики, противостоять им сложно, но мы будем пытаться это делать. Не исключаю, что для более эффективной работы необходимо рассмотреть передачу части полномочий по регулированию отношений в торговой сфере на уровень субъектов РФ.
Между тем
Как сообщила начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС Юлия Пузанкова, жалобы от производителей на действия торговых сетей поступают в ведомство регулярно. Сейчас антимонопольная служба проверяет, размещены ли критерии отбора поставщиков в открытом доступе - на официальных сайтах ретейлеров. В ближайшее время специалисты УФАС приступят к мониторингу договоров. При этом особое внимание уделят дополнительным соглашениям, в которых прописаны штрафные санкции.