Пока маркировать начнут порядка 60 препаратов. Приоритет отдается наиболее дорогостоящим, закупаемым по программе "7 нозологий". По мере проведения эксперимента, который продлится до конца года, будут постепенно охватывать все больше наименований лекарств.
Маркировать упаковки решено особым двухмерным штриховым кодом DataMatrix. С одной стороны, это не слишком дорогая технология (по расчетам стоимость одной упаковки вырастет на рубль-полтора). С другой, такая идентификация позволит в автоматическом режиме выявлять недоброкачественные и контрафактные лекарства.
Понятно, что для введения маркировки фармпроизводители используют специальное оборудование, а аптеки закупят особые сканеры. Интересно, что проверять лекарства смогут не только специалисты. Любой покупатель сможет убедиться в легальности приобретенного препарата с помощью смартфона (потребуется установить специальное приложение) или общедоступного сканера в аптеке.
Маркировка содержит несомненные "плюсы" для бизнеса, говорят в Росздравнадзоре. Она не только уменьшит потери добросовестных производителей и продавцов от контрафакта, но и позволит более эффективно выстроить логистику.
Об участии в эксперименте заявили шесть регионов: Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Нижегородская, Новгородская, Белгородская области. Кроме того, в "пилот" вошли 23 фармпроизводителя, крупные дистрибьюторские компании, свыше 30 медицинских организаций и более 250 аптек, в том числе крупные сети.
До июня предстоит запустить всю технологическую цепочку: установить оборудование и программное обеспечение, обучить специалистов. И по мере готовности охватывать маркировкой все больше наименований препаратов и участников рынка.
Самое большое опасение, которое можно услышать в эти дни, - как повлияет введение маркировки на цену лекарства. Одно дело - маркировать шубу стоимостью в несколько десятков и даже сотен тысяч рублей, и совсем другое - когда речь идет о социально значимом продукте.
Впрочем, опрошенные "РГ" эксперты серьезной ценовой угрозы в нововведении не видят. "Говорить о подорожании лекарств из-за маркировки сложно, так как этот процент будет разниться для разных препаратов. Можно говорить только о затратах на нанесение маркировки на упаковку, это около 1,5 рубля без учета расходов на информатизацию и другое оборудование, необходимое для функционирования системы, у дистрибьюторов и аптечных учреждений", - считает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
С экспертом согласна и глава Аптечной гильдии Елена Неволина. Стоимость сканера для аптеки - примерно 20 тысяч рублей. "Конечно, их потребуется несколько, но, думаю, поскольку программа государственная, аптекам помогут с переоборудованием", - предположила Неволина. Она напомнила, что с 1 июля все аптеки, как и другие предприятия розничной торговли, переходят на использование новых кассовых аппаратов, снабженных сканерами для учета торгового оборота в ФНС. "Важно, чтобы оборудование было совместимо. Если придется работать с двумя разными сканерами, возникнет угроза ошибок", - считает эксперт.
Если эксперимент оправдает себя и маркировка охватит все выпускаемые лекарства, за год система мониторинга будет отслеживать около 6 млрд упаковок лекарств и охватит более 350 тыс. участников оборота, среди которых около 1000 отечественных и зарубежных производителей лекарственных средств, свыше 100 тыс. медицинских и 250 тыс. аптек.