В Белоруссии нашли уникальную картину Ивана Шишкина

Недавно в Беларуси нашли уникальную картину Ивана Шишкина: несколько лет назад ее похитили из историко-художественного музея города Вязники Владимирской области. Полотно обнаружили сотрудники наркоконтроля при задержании лидера преступной группы, занимающейся поставкой кокаина, экстази и гашиша в Беларусь.

Многие россияне, наверное, еще помнят то ограбление. Летом 2013 года похитители проникли в небольшой музей, связали сторожа-пенсионерку, а затем забрали несколько известных картин, среди которых было полотно Шишкина "Лес. Ели".

И вот за тысячу километров, в Беларуси, одна из картин найдена. Местные милиционеры обратили внимание на надпись "И. Шишкин. 1897 г." и предположили, что это оригинал. Направили запрос в Интерпол - получили информацию о краже такой картины в России. Имеются сведения, что шедевр планировали сбыть иностранцу за 100 000 долларов и 3 килограмма кокаина. Оперативники выяснили, что раньше полотно выставляли на подпольных интернет-аукционах Европы, с которых она могла уйти и за 2 миллиона долларов.

Что же теперь будет с творением известного художника? После детальной экспертизы на подлинность картину планируют вернуть в Россию. Интересно, на основании чего и как в Беларуси происходит процесс возврата культурных ценностей другой стране?

В пресс-службе МВД Беларуси рассказали, что в случае изъятия у преступников вещей, которые могут представлять культурно-историческую ценность, их описывают и обращаются к экспертам. Если речь идет о таких предметах, как картина Шишкина, то связываются с министерством культуры. Там определяют, каких именно специалистов надо привлечь. Например, в истории с полотном "Лес. Ели" в минкультуры порекомендовали обратиться к экспертам Национального художественного музея Беларуси.

Специалисты НХМ подошли к исследованию находки со всей тщательностью. Они утверждают, что пока нет оснований сомневаться в подлинности авторства Шишкина. Сначала сделали запрос в Вязниковский музей. Оттуда получили информацию об украденном полотне. Оно должно пройти через ряд процедур: визуальное исследование, сравнение с другими работами художника, рентгенографирование... Все это помогает выяснить различные подробности: приблизительный период создания картины, была ли она переписана, реставрирована, оригинальная ли подпись на полотне. Сейчас проведение экспертиз продолжается, картина находится на временном хранении. В музее говорят, что, когда эксперты закончат свою работу, МВД получит ответ на свой официальный запрос, и шедевр отправят обратно в министерство внутренних дел.

Затем картина будет возвращена в Россию. Вопрос, кто и когда передаст полотно, еще решается. Интересно, что на этот счет говорит белорусское законодательство? Сегодня каких-то новых документов, регламентирующих действия в подобных ситуациях, нет. Руководствуются давно принятыми актами...

Компетентно

Елена Зигмантович, главный специалист сектора искусствоведов-экспертов по вывозу культурных ценностей с территории Республики Беларусь министерства культуры:

- Процесс передачи культурных ценностей регулируется Кодексом о культуре и иными актами законодательства о культуре, законодательством по внешнеэкономической деятельности, законодательством о таможенном регулировании, международными договорами Республики Беларусь, международными правовыми актами. Следует учитывать также положения Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности ООН, а также решение Совета глав правительств СНГ "О положении о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей".

Что касается обнаружения ценных экспонатов непосредственно во время незаконного вывоза или ввоза, то таможня устанавливает государство-владельца и в недельный срок информирует его таможенную службу о задержании культурных ценностей. Затем начинаются процедуры по возврату предмета с участием государственных органов обеих стран. Стороны обеспечивают сохранность задержанных культурных ценностей до момента их передачи на родину.