02.02.2017 11:50
    Поделиться

    Как воронежская фермерша лишилась мужа и земли

    Как жена воронежского фермера осталась без земли после смерти мужа
    Пока Владимир Красиков из Каширского района лежал в больнице со страшным диагнозом, на его поле кто-то положил глаз. Земляки рассказали: приезжала чужая машина, выходили люди - смотреть. "Рано хоронят", - только и посмеялся фермер. В конце сентября 2016 года пришла пора продлевать договор аренды на участок на очередные 11 месяцев. Звонок из районной администрации с приглашением на подпись документов застал Красикова в стационаре. "Чуть в себя приду и явлюсь", - обещал он. Предложение чиновников выглядело некой гарантией, пусть и устной. Поэтому фермер вместе с сыном начали готовить поле к зиме. Однако буквально за пару дней Красиков "сгорел". А сразу после похорон местные чиновники заявили, что на участок имеют права другие.

    Земли Градослава

    Бывшие совхозные поля Владимир Николаевич, со слов родных, обрабатывал без малого 20 лет. Заболев, сдаваться не собирался. Да и недуг наступал не столь решительно, чтобы руки опускать и писать завещание. Прошел не один год. Когда фермеру стало хуже, врачи старались обнадежить: мол, после химиотерапии пойдете на поправку. Он пытался работать, как прежде. Спешил заложить фундамент под урожай-2017. Сын помогал - на полях они трудились сообща: по бумагам у Красикова-старшего было в аренде 220 гектаров, а у младшего - 38.

    Сначала землю предоставляла администрация поселения, потом "решать вопросы" ездили уже в район: у участков изменился статус. Каждый раз договор заключали на 11 месяцев. Подобную практику воронежские фермеры критикуют давно: не зная, продлят тебе договор или нет, невозможно планировать сельхозработы, ну а естественное желание аграриев получить какие-то гарантии становится коррупциогенным фактором. Случай с каширскими землями особый. Около 1 200 гектаров в границах бывшего совхоза "Пионер" когда-то планировали отдать под Градослав - малоэтажный "спутник" Воронежа. Но проект не реализовали. Затем возникла идея создать на этой территории производственно-складскую зону - филиал индустриального парка "Масловский". Разговоры об этом идут несколько лет. Пока до стротельства дело не дошло, землю обрабатывают фермеры. Долгосрочная аренда для них, получается, невозможна.

    …Третьего ноября Владимир Красиков слег, шестого умер, восьмого были похороны. Через день вдова отправилась в Каширское.

    - Начальник экономического отдела Валентина Глазкова выразила мне соболезнования, заверила, что сейчас подпишем договор, надо только сходить к первому заму главы Евгению Шарыгину. Но вернулась от него со словами: "Сказал - договор не заключать", - вспоминает Раиса Красикова. - Тогда к Шарыгину пошла я. Все это выглядит так официально, а так-то мы с ним и с мужем в одном классе учились, живем в одном селе - Боеве… Я говорю: "Женя, ну ты считаешь, что правильно делаешь? Володька не собирался умирать, он подготовил землю. Ему звонили насчет договора… Мы с сыном готовы работать на тех же условиях, что и он. Дай нам один год всего, чтобы отбить затраты на осенние работы!" А он - ни в какую. Почему, говорю, отдаешь поле кому-то другому? Какая тебе разница? На готовую землю желающих много. Мой муж людям заплатил, купил горючее, удобрения, сколько уже потрачено… А он: "Так бывает". Я заплакала и вышла.

    Еще десять лет назад земля тут была особо никому не нужна. А потом она стала резко дорожать и пошли конфликты

    Раиса Александровна хотела искать правды у главы Каширского района Александра Пономарева, но в приемной ей объяснили, что записать могут лишь через месяц. На следующий день она приехала в администрацию с утра. Охранники не пропустили женщину через вертушку, когда узнали о цели визита.

    - У меня сложилось впечатление, что я попала в 1990 годы. Когда все жили по понятиям. Мы просидели часа четыре в холодном коридоре, я оттуда звонила в приемную Пономарева, но там говорили, что его нет. Потом он сам вышел, и мне удалось с ним кратко поговорить. Он сказал - ждать письменного ответа и заметил: "А вы знаете, сколько на эту землю людей претендует?" - развела руками Раиса Красикова.

    Один - засевает, другой - урожай собирает

    Одним из таких претендентов, к слову, был сын Владимира Николаевича - Евгений. После смерти отца он, имея свое маленькое фермерское хозяйство, хотел получить бывший отцовский участок в аренду. В заявлении указал, что Красиков-старший отработал 20 лет в совхозе "Пионер" водителем и 18 лет - фермером, исправно вносил плату за землю, что его вдова приняла наследство. "Прошу заключить со мной договор на 11 месяцев, чтобы расплатиться с долгами мамы, которые остались после смерти отца, в сумме 800 тысяч рублей: 500 - вложены в землю, 300 потрачены на лечение и похороны", - отметил Евгений.

    Но ему отказали. Официальное письмо пришло из администрации Каширского района и вдове. В нем сообщалось, что она не представила чиновникам сведения о регистрации в налоговом органе в качестве ИП главы КФХ (естественно, до смерти мужа оформлять на себя КФХ Раисе Александровне в голову не приходило). "Кроме того, испрашиваемый земельный участок… в настоящее время обременен правами других лиц", - говорилось в документе.

    - Откуда могли взяться другие лица, если незадолго до смерти мужа именно ему звонили насчет продления договора аренды? - изумилась Раиса Красикова. - Вы понимаете, еще десять лет назад земля тут была никому особенно не нужна. А потом она стала резко дорожать, и пошли конфликты.

    Было дело, поле в районе сдали в аренду одновременно разным фермерам. Один хозяин его засеял, другой объявился к уборке урожая. Неизвестно, куда завели бы эти "разборки", но история вызвала большой резонанс, и стороны нашли компромисс…

    - Я понимала ситуацию и предполагала, что, если мужа не станет, никто на меня смотреть не будет как на фермера. Потому сразу и просила продлить договор только на год, чтобы компенсировать уже вложенные в землю деньги, - подчеркнула Красикова. - От мужа у меня осталось два комбайна, три трактора и многочисленный прицепной инвентарь, а также дом и 800-тысячный долг, вдобавок мне надо уплатить за его фермерское хозяйство налоги и взносы в Пенсионный фонд. Моя пенсия составляет 8 600 рублей.

    Не попали в срок

    Вдова обратилась к воронежскому губернатору Алексею Гордееву. Получила ответ с информацией от районных властей: запрошенный участок предоставлен в аренду быть не может, так как зарезервирован под индустриальный парк. "Какой парк среди полей? К тому же земли "Пионера" обрабатывал не только мой покойный муж. Там работали четыре фермера, и всем, кроме нас, срок аренды продлили, как обычно", - заметила женщина.

    Впрочем, после того как Красиковы стали обращаться по поводу "потерянного" участка к областным чиновникам и в прокуратуру, районные власти решили расторгнуть договоры аренды со всеми, кто работает на территории "Пионера". Стало быть, не достанется земля никому.

    А первоначальную "дискриминацию" вдовы фермера районные чиновники объяснили так. Срок действия договора аренды 220 гектаров земли, заключенного в 2015-м между Владимиром Николаевичем и администрацией, закончился 19 сентября 2016 года. Обращение Раисы Красиковой о продлении договора аренды было подано по истечении этого срока - 11 ноября. Женщине ответили, что испрашиваемый участок обременен и потому ее заявление не может быть удовлетворено. Такова процедура предоставления земельных участков, установленная гражданским и земельным законодательством.
    "Документы, подтверждающие произведенные семьей Красиковых расходы на обработку вышеуказанного земельного участка, как и документы, являющиеся основанием для возможности производства каких-либо работ при отсутствии оформленного в установленном законом порядке договора на использование участка, Красиковой Р. А. предоставлены не были", - сообщила администрация Каширского района, отвечая на запрос "РГ". Проще говоря - когда истек срок аренды земли, обрабатывал ее фермер на свой страх и риск.

    P. S.

    Чем кончится вся эта история, мы обязательно узнаем. Но уже сейчас каждый читатель может сделать для себя очевидные выводы. Самый главный: заключая договор даже с лучшим другом (не говоря об организациях и органах власти), не стоит надеяться на то, что контрагент будет входить в ваше положение. Внимательно читайте все, под чем ставите свою подпись. Бизнес, ничего личного.

    Прямая речь

    Александр Пономарев, глава администрации Каширского района:

    - В настоящее время в Каширском муниципальном районе проводятся мероприятия по расторжению аналогичных договоров аренды земельных участков с главами КФХ, которым были предоставлены участки в границах бывшего совхоза "Пионер".

    Поделиться