02.02.2017 05:09
    Поделиться

    Почему якутский рыбзавод начал за здравие, а кончил за упокой

    В Аллаиховском районе Якутии сгорел Чокурдахский рыбзавод, построенный в 2011 году. Планировалось, что оснащенное современным оборудованием предприятие будет поставлять деликатесную якутскую рыбу в рестораны Америки, однако его короткая биография запомнилась не работой на экспорт, а скандалами. Свое существование завод завершил после очередного простоя, длившегося более года. При этом огонь уничтожил лишь материальную оболочку. Остался призрак, пугающий всех, кто имеет отношение к этому проекту, - 150 миллионов рублей долгов.

    Уже само строительство завода имело скандальную окраску. 87 миллионов на это выделил Целевой фонд будущих поколений Якутии, совершенно иные задачи которого определены его названием. Прокуратура пыталась добиться возбуждения уголовного дела, однако состава преступления не нашли.

    Предполагалось, что рыбу летнего улова на предприятии будут подвергать шоковой заморозке (зимой в Якутии это бесплатно делает сама природа) и вывозить в основном в США. За сутки завод мог перерабатывать до 15 тонн очень дорогого сырья - килограмм замороженного чира на рынках Якутска сейчас стоит 800 и более рублей.

    От проекта пахло валютой, поэтому открывали завод с помпой. Вместе с высокопоставленными якутскими чиновниками дегустировать продукцию в далекий Чокурдах прилетели гости из Первопрестольной. Один из них, совладелец российско-британско-американской компании, пообещал, что деликатесная якутская рыба будет весьма востребована за рубежом.

    Однако ее не дождались не то что иностранные гурманы, но и сам рыбзавод. Окруженный рыболовецкими артелями и общинами он остался без сырья. Руку к этому, по словам первого директора предприятия Антона Малардырова, приложили сами местные власти. Дав "добро" на открытие Чокурдахского завода, они поддержали субсидиями только те рыбацкие хозяйства, которые вошли в состав организованного примерно в то же время республиканского потребительского перерабатывающего кооператива "Рыба Арктики". В итоге сырье поплыло к кооперативу-конкуренту. На безрыбье много не наработаешь, и новый завод встал.

    За сутки завод мог перерабатывать до 15 тонн очень дорогого сырья — килограмм замороженного чира на рынках Якутска сейчас стоит 800 и более рублей. Однако окруженное рыболовецкими артелями и общинами предприятие осталось без сырья

    В 2014-м его решили реанимировать. Часть долгов погасили, с большинством кредиторов договорились отложить расчеты до лучших времен. На восстановление производства фонд выделил еще 35 миллионов рублей. Во главе предприятия поставили депутата парламента республики Михаила Габышева. Планов по снабжению рыбой Америки к этому времени уже не строили.

    - Сегодня нашей главной задачей является поставка качественного сырья на Якутский рыбзавод, где оно пройдет второй этап переработки, - объявил новый директор.

    На этот раз банкет в Чокурдахе проводить не стали - накладно везти гостей в заполярный поселок, расположенный в полутора тысячах километров от столицы республики. Ограничились скромной дегустацией в Якутске. Сэкономили на этом прилично, но завод, поработав около года, все равно встал.

    - Одной из сложностей стало отсутствие квоты на добычу рыбы, - отметил новый руководитель Фонда будущих поколений Сергей Местников.

    Впрочем, даже те небольшие объемы рыбы, которые удалось переработать, по словам Местникова, менеджмент предприятия сбывал с трудом. Продукция залеживалась на складах.

    После того как весь прошлый год завод простоял, сменившееся руководство фонда признало его, наконец, непрофильным активом. И вместе с региональными властями стало подыскивать другого хозяина. Но прежде надо было опять реструктуризировать долги. В конце 2016-го этим занялась рабочая группа, в состав которой вошли представители фонда, регионального Госкомитета по делам Арктики и банка-кредитора. Вторую реанимацию предприятия наметили на нынешний год.

    Недавно на совещании по развитию местной промышленности больную тему поднял глава республики Егор Борисов. Он высказал свое мнение по поводу того, кто должен хозяйничать на заводе:

    - Наиболее подходящим решением вопроса является передача производства местной рыболовецкой артели.

    На следующий день после того как были сказаны эти слова, никем не охранявшийся завод сгорел. Пожар начался на втором этаже, где находились офисные помещения. Они выгорели дотла. Остатки конструкций рухнули на импортное оборудование.

    Возбуждено уголовное дело. Самую популярную в подобных случаях версию - короткое замыкание - органы дознания исключили сразу: завод был давно обесточен.

    Между тем

    1 ноября прошлого года Арбитражный суд Якутии принял к рассмотрению заявление налоговой инспекции о признании ООО "Чокурдахский рыбный завод" банкротом. Поскольку местные власти запланировали оздоровление предприятия, рассмотрение дела было перенесено на конец января 2017-го с перспективой "подготовки и подписания мирового соглашения". Огонь слизнул субъект потенциального мирового соглашения за десять дней до назначенной даты.

    Сейчас многие задаются вопросом: а надо ли было вообще строить мощное предприятие в центре далекого и труднодоступного Аллаиховского улуса? Суммарная квота на вылов рыбы всеми хозяйствами района составляет примерно 700 тонн. Даже если бы вся без исключения добыча перерабатывалась на Чокурдахском заводе, он смог бы полнокровно функционировать полтора месяца в году. А ведь рыбаки вольны сбывать уловы и другим покупателям.

    Поделиться