Почему с новосибирских улиц исчезли коммерческие экомобили

С новосибирских улиц исчезли коммерческие экомобили. Напомним: реализация проекта началась в 2011 году в тестовом режиме в отдельных районах мегаполиса, потом парк машин разросся до тринадцати, и большая часть из них была передана в муниципальную собственность. Однако особенно это направление стало развиваться с появлением коммерческих экомобилей, которые в областном центре брали на себя основную часть работы по сбору ртутьсодержащих приборов, люминесцентных ламп, батареек и прочих опасных бытовых отходов. Но со временем частники из этого бизнеса ушли - нерентабельно.

- Несколько лет назад это направление было на подъеме и активно поддерживалось государством, компенсировавшим до пятидесяти процентов затрат компании, занимавшейся сбором таких отходов. Но уже третий год эти субсидии отменены, и экомобиль как бизнес стал неинтересен. Дело в том, что батарейки, например, нужно было везти в Челябинск на специальный завод и платить по восемьдесят рублей за килограмм, чтобы их там приняли. Когда половину из этой суммы возмещало государство, получалась хоть какая-то прибыль, а теперь это работа в минус, - подчеркивает председатель сибирского отделения Всероссийского общества охраны природы Дмитрий Сапелкин.

Сейчас коммерческие экомобили в Новосибирске выезжают только по спецзаказу, но в основном работают со школами, где собирают три вида отходов - батарейки, макулатуру и пластиковые бутылки. Если утилизация пэт-бутылок хотя бы позволяет уходить в ноль и окупает затраты, то сбор батареек - дело нерентабельное. Заработать получается лишь на сдаче макулатуры, и вот эти доходы идут на утилизацию батареек, которые без регулярного финансирования приходится долгое время накапливать.

- Экологический бюджет региона был урезан до минимума, и, пожалуй, единственный вид отходов, сбор которых еще продолжают субсидировать по урезанным квотам, - это так называемые биологические отходы. Проще говоря, мертвые животные, - уточняет Дмитрий Сапелкин. - Меценатов сегодня тоже нет: многие предприниматели, депутаты, которые раньше помогали, сами испытывают кризис.

Тем не менее, по словам экозащитника, многие люди продолжают проявлять активную гражданскую позицию. Например, во время акции "Собиратор", которую Общество защиты природы проводило в Новосибирске полгода назад, горожане везли рассортированный мусор со всех концов мегаполиса, включая отдаленные районы. В качестве волонтеров в акции участвовало около двухсот человек. Возможно, если бы была возможность поддерживать такую инициативу, например, бесплатно вывозить из дворов рассортированный мусор, она развивалась бы гораздо активнее.

А как у соседей?

Кемеровская область

Мобильный пункт по сбору твердых бытовых отходов заработал в Новокузнецке. Местные жители, желающие сдать макулатуру, пустую пластиковую тару и полиэтилен, сообщают об этом в ассоциацию предприятий по переработке отходов, которые во вторсырье, конечно же, очень нуждаются. Ассоциация по телефону или через Интернет собирает заявки от населения и управляющих компаний, а затем формируется маршрут, по которому регулярно, раз в месяц и следует экомобиль.

На днях он объехал по графику пятнадцать адресов. Там сборщиков уже ждали, и к их приезду подготовились. Бытовые отходы складировали по инструкции, раздельно: пакет к пакету, бумага к бумаге. Если вторсырья накопилось много (скажем, в проекте участвует компания, управляющая не одним десятком многоквартирных домов) и оно удовлетворяющего переработчиков качества, то его примут на возмездной основе.

К слову, на счету только одной УК, которая уже несколько лет участвует в другом зеленом проекте - "Собиратор", около десяти тонн вторсырья. А индивидуальным сдатчикам начисляют баллы, впоследствии обмениваемые на призы - высокоэкологичную продукцию. Цель организаторов проекта, воплощаемого в жизнь при участии регионального экоцентра и комитета по охране окружающей среды, - повысить экологическую грамотность новокузнечан и, наладив систему раздельного сбора отходов, сократить количество мусора, отправляемого на полигон для захоронения.

В прошлом году экомобиль пустили и в Гурьевском районе, установив предварительно контейнеры для селективного сбора ТБО. Такие же появились и во многих дворах столицы Кузбасса.

Барнаул

В Барнауле попытки организовать раздельный сбор твердых бытовых отходов на коммерческой основе пока не увенчалась успехом - в городе нет мусороперерабатывающего завода. Занимаются этим только общественники. "В городе несколько компаний принимают лампы и батарейки у населения, причем некоторые совершенно бесплатно, но они расположены в промзонах, и люди неохотно едут туда сдавать опасные отходы, - пояснила один из координаторов общественной организации "Мусора больше нет" Ольга Далгатова. - Поэтому мы организуем раз в месяц такой сбор недалеко от крупного торгового центра. Помогает нам в этом одна из компаний, занимающаяся утилизацией отходов, которая предоставляет "экоавтомобиль".