02.02.2017 20:58
    Поделиться

    В Санкт-Петербурге показали первые советские плакаты

    Выставка агитационных плакатов первых лет советской власти открылась в Российской национальной библиотеке. Рассматривая эти 111 листов, выпущенных с 1917 года до начала 20-х, трудно сдержать эмоции.

    Плакаты требуют, насмехаются, дерзят, спрашивают, доказывают - словом, и не хочешь, а вступишь с ними в диалог. Не случайно уже в первые послереволюционные годы большевики настаивали, что плакат должен стать "современной иконой", "орудием массового воздействия", превосходящим по степени впечатления на публику и полотна великих художников, и храмовые фрески.

    - До революции агитационных плакатов в России практически не было, - отмечает заведующая отделом эстампов Елена Бархатова. - А потому художники вырабатывали новый язык. Нередко он продолжал лубочную линию. Плакаты, ориентированные на массового полуграмотного зрителя, простым языком и привычным стилем лубка рассказывали о преимуществах новой жизни. Но очень скоро появляются плакаты-фотомонтажи, в которых, как говаривал Родченко, художник должен быть сродни конструктору - изобретательному и мастеровитому, умеющему с помощью стрелок, необычной композиции да двух-трех контрастных цветов сказать главное.

    Образы крестьян, рабочих и красноармейцев на первых плакатах и умиляют, и пугают, а порой и смешат.

    В фондах хранится порядка 60 000 плакатов. На выставке представлены самые малоизвестные

    - Да, канон изображения "типичных образов" еще не был выработан, - соглашается Елена Бархатова, - а потому мы видим здесь Ленина на фоне Нижегородской ярмарки в виде простодушного мужичка - не то мелкий лавочник, не то уездный интеллигент. А боец, призывающий прийти "на кратковременный сбор в 18-я ярославскую дивизию", одним своим грозным оскалом заставляет поверить, что Красная армия всех сильней.

    Некоторые плакаты умело пересказывают марксистско-ленинскую теорию: весь "Капитал", оказывается, можно уместить на одном листе в шести картинках-комиксах. А экономику социализма - в выразительных сценах кустарного производства: "Сильна артель - силен и ты, крепи артельные кусты!".

    Интересно, что известный прием Дмитрия Моора "Ты записался добровольцем?" во времена Гражданской войны и послевоенной разрухи не раз обыгрывался художниками-плакатистами: "Ты помогаешь ликвидировать неграмотность?", "А ты что сделал для помощи пленникам капитала?". И тот же палец, нацеленный прямо в лицо зрителю.

    - В наших фондах хранится порядка 60 000 плакатов, - говорит Елена Бархатова. - Конечно, мы постарались представить на выставке самые малоизвестные. Зачастую фигуры людей и зверей выглядят на них так, словно писаны непрофессиональной рукой. Это не удивительно: в плакатисты шли, что называется, художники второго ряда. Скажем, Серов, Врубель, мирискуссники плакатов не писали - разве только рекламные афиши для культурных событий.

    В 1924 году в стране организовали выставку "Плакат за шесть лет" - новой власти было важно увидеть и первые результаты, и контекст мирового опыта (в выставке приняли участие и советские, и зарубежные плакатисты). Но в 1931-м художественные поиски наших мастеров сошли на нет: ужесточившаяся цензура, согласно постановлению "О плакатной литературе", закрепила каноны изображения новой жизни на долгие годы...

    Поделиться