02.02.2017 10:19

Калмыцкие ученые начали поиски потомков Чингисхана

Калмыцкие ученые проводят уникальное генетическое исследование этнических групп ойратов (западных монголов) и родственных им калмыков. В интернете даже появились сообщения о том, что благодаря научным изысканиям специалисты пытаются найти носителей гена Чингисхана и, соответственно, потомков Потрясателя Вселенной.

Корреспондент "РГ" принял в исследовании непосредственное участие и пожертвовал свою ДНК на благо науки. Впрочем, признаюсь, сугубо личные интересы тут тоже присутствовали. Имея явную, но неизвестно откуда взявшуюся восточную примесь, я решил выяснить, кем были мои предки. Мало ли, вдруг и в нашем роду обнаружатся гены чингизидов.

Волшебник Женя

Даю согласие на обработку данных и заполняю простенькую анкету: пол, год и место рождения, национальность - своя, родителей, бабушек и дедушек. Пишу, как в паспорте - русские. А какие еще могут быть варианты?

- Нужно сдать кровь. Из вены, - говорит руководитель исследовательской программы Наталья Балинова. Как мне объясняют, для серьезной работы требуется большое количество ДНК, а значит, много биоматериала. Венозная кровь подходит лучше всего.

- Правда, забор крови у нас уже закончился, - неожиданно озадачивают меня.

Но, как оказалось, это не проблема. Генетическое исследование в Калмыкии стало настолько популярным, что к работе активно подключились волонтеры. Один из них - фельдшер скорой помощи Евгений Усунцынов, который сам сдал кровь в числе первых и теперь помогает другим. Отдаю на опыты и свою пробирку.

- Мы исследуем ойратскую популяцию, связанную общим родством. В Калмыкии уже собрана ДНК представителей разных субэтнических групп: бузавов, торгутов, дербетов, хошутов. Также взяты пробы у сарт-калмыков, проживающих в Киргизии, этнических калмыков из китайской провинции Синьцзян и у жителей Западной Монголии, являющейся прародиной калмыков, - говорит Наталья Балинова.

Любопытно, что происхождение изучается как по отцовской линии (Y-хромосомы), так и по женской (митохондриальная ДНК). По Y-хромосоме уже генотипировано 462 человека. Исследование митохондриальной ДНК только начинается. Работа должна выявить генетическое разнообразие калмыков и их связь с монгольскими предками. Кроме того, можно проследить микроэволюцию этноса. Калмыки ушли из Центральной Азии более 400 лет назад, и с тех пор живут обособлено, а значит, ученые смогут зафиксировать произошедшие за это время изменения в генофонде и генетическую мутацию. Это тем более интересно, что калмыки и западные монголы очень близки и даже имеют настолько схожий язык, что понимают друг друга без переводчика.

Чингизиды с2б1б1

Исследование не позволит наверняка установить национальность или этническую принадлежность конкретного человека, но можно узнать, к какой гаплогруппе, то есть группе людей с определенным набором ДНК и общим прародителем, принадлежали его предки, где зародилась эта гаплогруппа, как она распространялась и в каком соотношении представлена сейчас.

- И для кого-то общим прародителем может оказаться Чингисхан? - задаю я дилетантский вопрос.

Наталья Валерьевна скептически качает головой:

- Вообще-то это не научный подход. Хотя существует гаплогруппа, представителей которой некоторые исследователи условно называют носителями гена Чингисхана. Она наиболее распространена в монголоидных популяциях, есть даже работы научно-популярного характера, где просчитывается количество жен Чингисхана и теоретически возможное количество его потомков, которых связывают с этой гаплогруппой.

Группа потенциальных чингизидов раньше имела код с3с, а по новой классификации обозначается как с2б1б1. Причем представители этой общности довольно часто встречаются в ойратских этносах вообще и в Калмыкии в частности.

- Среди тех, кто попал в нашу выборку и уже обследован по Y-хромосоме, представителями гаплогруппы с2б1б1 являются 126 человек. Из них 74 живут на территории Калмыкии. Мой папа, кстати, тоже принадлежит к этой группе. Среди обследованных есть также человек, родословную которого исследовали этнографы. Его род идет от третьего сына Чингисхана, и он тоже попал в гаплогруппу с2б1б1, - говорит Наталья Балинова.

Впрочем, по мнению ученых, пресловутый ген Чингисхана - не самое интересное. Во-первых, столь масштабные исследования среди монгольских народов еще не проводились, а во-вторых, гаплогруппы могут преподносить самые неожиданные сюрпризы. В свое время генетики выяснили, что типичная европейская гаплогруппа р1б, наиболее распространенная сейчас в Старом Свете, на самом деле зародилась в Азии, но на исторической родине была размыта генетическими волнами при переселении народов. И, кстати, возможно, та же история повторяется в Европе сейчас в виде мигрантского кризиса.

Похищенная прабабушка

В случае с ойратскими этносами тоже ожидаются любопытные результаты. Например, известно, что жители Калмыкии стали более высокорослыми, чем монголы. Однако последние исследования показывают, что в Монголии тоже начался процесс акселерации, который калмыки пережили в период индустриализации. Монголы переезжают из отдаленных селений в райцентры, отходят от традиционного животноводства, их дети получают меньше физической нагрузки. В результате новое монгольское поколение вытягивается, догоняя калмыков по росту.

В то же время сами калмыки постепенно приспосабливаются к более жаркому и безводному климату южных степей. Это может выражаться в микроэволюции. Так, суженные поры, уменьшенное потоотделение и сохранение влаги в организме из поколения в поколения становились преимуществом при естественном отборе жизнеспособного потомства.

- Наверняка мы получим интересные данные по женской линии, - уверена Наталья Балинова. - Для обновления крови калмыки брали жен из дальних краев, поэтому у нас было много межнациональных браков. Кроме того, воинственные степняки часто привозили женщин из военных походов или заключали политические браки с представителями других этносов. Даже после войны 1812 года, в которой участвовала калмыцкая конница, в степи появились привезенные из Парижа француженки, а впоследствии сформировались целые фамилии Французовых и Пранцузовых. Вообще в любой калмыцкой семье есть легенды о прапрабабушках из других этносов. Кто-то рассказывает о черкешенках, кто-то - о татарках, кто-то о блондинках с голубыми глазами неизвестной национальности. Например, моя прабабушка была еврейкой. Мой прадед - астраханский купец часто ходил в верховья Волги, и однажды вся его команда заболела там тифом. Торговцев лечил еврейский лекарь, и мой прадедушка умыкнул у него дочь. Она стала его второй женой и родила мою бабушку.

Тем временем стажер Иляна Бадмаева уже совершает таинственные манипуляции с моей кровью. Жужжание центрифуги, гудение термостата, пробирки, пипетки, реактивы... Работа по выделению ДНК оказывается непростой и напряженной. Многое приходится делать вручную. В день таким образом можно обработать не более 50 проб. Полученный материал отправится из Калмыкии в Эстонию. Дальнейшие исследования продолжатся в Тарту, в лаборатории эволюционной генетики человека. Тамошний университет имеет мощную базу, необходимые реактивы, оборудование и постоянно загруженный сегрегатор.

- Когда процесс идет непрерывно, генетические исследования обходятся не так дорого, - объясняют мне. - К тому же эстонская сторона заинтересована в совместном сотрудничестве. В Тарту исследовали генетику европейских народов и тюрков, а материала по монголоидной популяции у них еще не было.

Ждать результатов анализа придется долго. Но поскольку Наталья Балинова - не только генетик, но и опытный антрополог, осторожно спрашиваю:

- Как считаете, у меня есть шанс войти в гаплогруппу с геном Чингисхана?

Меня долго рассматривают в фас, в профиль, в три четверти. И выносят вердикт:

- Маловероятно. Судя по строению черепа и лицевому скелету, вы европеоидный метис с примесью скорее тюркской, чем монгольской крови. А впрочем, дождемся результатов исследования. Всякое может быть.