02.02.2017 11:45
    Поделиться

    В Крыму возрожденный армянский монастырь стал местом паломничества

    В Крыму восстановленный монастырь стал местом паломничества туристов
    В монастырь Сурб Хач (с армянского - "Святой Крест") извилистая дорога ведет по живописному склону горы Карасан Оба - одному из северо-восточных отрогов главной гряды Крымских гор. В прошлом этот живописный лесной массив назвали горой Святого Креста. По его склонам тянулся древний караванный тракт, связывавший степные и предгорные поселения полуострова с приморьем, более известный как "Великий шелковый путь". Проходя мимо монастыря, он шел в сторону Судака.

    Встретил нас настоятель святой обители иеромонах Мхитар Григорян, назначенный на эту должность Армянской Апостольской Церковью.

    - Сегодня в монастыре проживают пять человек, богослужение проходит ежедневно, в воскресенье - литургия, - рассказал он. - Ведем хозяйство, читаем, пишем, мастерим, занимаемся бытовыми вопросами. Летом принимаем гостей, паломников и туристов, зимой, по сути, выживаем. Многие семьи армян снабжают нас продуктами на зиму, но все же проблем хватает.

    Когда был основан Сурб Хач - неизвестно. Сохранившееся на его территории древнейшее сооружение - храм Сурб Ншан (Святого Знамения) был построен в 1358 году духовным предстоятелем армян региона иноком Ованэсом, его родными братьями и приближенными. Основные монастырские сооружения расположены по периметру замкнутой линией. Мощные наружные стены этих построек, а также связывающие их в некоторых участках стены образуют единую, закрытую оборонительную систему, почему и монастырь снаружи похож скорее на крепость, нежели на мирную обитель.

    Начиная с 1778 года, после переселения христиан из Крыма, Сурб Хач не только перестал быть престольным монастырем, но и вовсе опустел и начал быстро разрушаться. В 1924 году советская власть ликвидировала монастырь. В нем сначала была размещена лечебница, впоследствии пионерлагерь, а еще позднее - склад. Серьезный урон был нанесен сооружениям монастыря во время Великой Отечественной войны. В 50-70-е годы комплекс Сурб Хач периодически исследовали археологи, предпринимались попытки его реставрации. Но к началу 90-х годов уникальный памятник представлял собой руины, засыпанные землей и мусором, заросшие сорняками и замусоренные горе-туристами.

    - В 1991 году армянская община Крыма пригласила историков и архитекторов-реставраторов для разработки проекта восстановления монастыря, - рассказал представитель Крымского армянского общества Вартан Саргсян. - В 1994 году Сурб Хач передали на баланс организованного в том же году республиканского комитета по охране памятников истории, через который и финансировали реставрационные работы. Посильную помощь постоянно оказывало Крымское армянское общество.

    Проект, разработанный в 2000 году кандидатом исторических наук Татевик Саргсян и архитектором-реставратором Меружаном Петросяном, сохранил жилые помещения в первозданном виде, без перестройки на современный лад. По этому проекту были восстановлены близкие к обрушению южная и северная стены гавита (притвора), северная стена церкви, дозорная башня, южный зал трапезной, примыкающая к нему постройка привратницкой, здание келий, атриум и малый дворик, крепостные и подпорные стены. Реставраторы закрепили кровлю гавита и купол церкви. Полностью восстановили нижний фонтан и возобновили подачу в него воды. К лету 2008 года восстановительные работы были завершены, и Сурб Хач предстал в первозданном виде.

    Кстати

    Как рассказал настоятель монастыря иеромонах Мхитар Григорян, в последние годы Сурб Хач стал местом проведения Вардавара - одного из наиболее почитаемых армянских праздников. Его корни уходят в дохристианские, языческие времена. В этот день люди дарят друг другу цветы, отдавая предпочтение розам. Само слово "вардавар" в переводе с армянского означает "розы в цвету". По поверью, тому, кто попадет под брызги "розовой" воды, грядущий год принесет счастье. Эту добрую языческую традицию признала и Армянская Апостольская Церковь. Целительная вода монастырских источников, впитавшая в себя молитвы, аромат роз и добрые пожелания, дарит крымским армянам счастье и веру в будущее.

    Поделиться