02.02.2017 21:20
    Поделиться

    В Москве откроется фотовыставка снимков Земли с космической высоты

    Страшновато смотреть в эти "глаза": два бирюзовых озера рядом друг с другом, сам полуостров с высоты 400 километров напоминает череп, причем ярко-зеленый. Это 2007 год, озеро Манагуа в Центральной Америке. Федор Юрчихин снимал его в разных полетах и под разными углами много раз, - но для выставки в Домжуре выбрал фотографию поярче и "пострашней".

    По словам космонавта Юрчихина, на орбите снимают все, кто туда попадает, "потому что словами эту красоту не описать". Юрчихин снимал для себя, но его орбитальные виды как-то увидел фотограф Максим Мармур и убедил Федора подумать о выставке.

    Космонавт и согласился: людям же всегда интересно рассматривать, какова наша планета из космоса. Так возник проект "Наш дом - Земля", частью которого и стала выставка в Розовой гостиной Центрального дома журналиста.

    - Самое прекрасное, что есть на орбите, - это возможность видеть родную Землю во всей ее мощи и красоте, - сказал Юрчихин на пресс-конференции перед вернисажем. - И для меня всегда очень важно было сохранить эти мгновения на фото.

    На орбите фотографируют не только по вдохновению, но и по обязанности. Работать с камерой будущих космонавтов учат специалисты Центра подготовки, чтобы потом путешественники слали с орбиты на Землю правильно сделанные фото, с помощью которых в ЦУПе могли бы оценить внешнее состояние корабля, рассмотреть результаты экспериментов и т.д.

    Из числа "технических" был и такой вот снимок - астронавт Дэвид Уильямс в открытом космосе перемещает большой черный, вышедший из строя, гиродин, устройство для ориентации станции в пространстве. Юрчихин для отчетности фиксировал на камеру этот момент - и вышла ошеломляющая красота: черный космос и ослепительно-белый скафандр на яркой линии терминатора (это светораздел, отделяющий освещенную часть Земли от темной части). А Дэвид потом благодарил Федора за свое: руководители полета увидели на фото, что астронавт держит прибор на правильном расстоянии от стекла гермошлема.

    Работа на орбите - это сплошная череда экспериментов и технических работ, и съемка там нередко идет в часы, предназначенные для сна. Минимальная скорость движения станции по орбите Земли - 8 километров в секунду, за сутки МКС делает 15-16 витков.

    Реки, горы, города буквально проносятся перед взорами космонавтов, и тем приходится вести себя подобно охотникам, выслеживая у иллюминатора буквально каждый снимок, высчитывать, с какой стороны и под каким углом Солнце "выставит свой свет", чтобы снять то, что им надо. И космонавты приспособились к такому положению вещей.

    "Ты на беговой дорожке. Программа "Сигма", показывающая, где мы пролетаем, сигнализирует, что приближается, скажем, Мачу-Пикчу, или Эльбрус на рассвете. Быстро отстегиваешься, подлетаешь к иллюминатору с камерой, делаешь серию снимков - и снова на дорожку!" Не получилось - жди еще полтора часа (а именно столько длятся сутки на орбите), пока над снежной горой не разойдутся облака.

    Результат творческой работы в таком графике потрясает. На выставке всего три десятка снимков - больше Розовая гостиная Домжура просто не вместила бы. Но это все любимые работы Юрчихина.

    Вот серый, чернеющий к вершине, курящийся зловещим дымом вулкан на Камчатке. Амазонка, немыслимым зигзагом петляющая в джунглях толстая нить.

    Из космоса наша планета выглядит отдельной вселенной... Жаль, что мы редко смотрим на себя со стороны

    Вот это фотополотно Федор называет "Масленица" - мрачный грозовой фронт сверху выглядит чередой выстроившихся в ряд аккуратных белых, круглых, как блины, облаков.

    Рим, Москва, Нью-Йорк (он тут зловещий, черно-белый, "отблеск от воды Гудзона попал в объектив, и картинка стала свинцовой", - поясняет автор).

    Острова, похожие на разноцветных рыб под рентгеном. Терминатор над Атлантикой полыхает словно настоящим живым огнем - со сполохами и протуберанцами.

    Космонавты видят Землю иначе, чем мы. Из космоса наша планета сама по себе кажется отдельной вселенной, непохожей ни на что вокруг, загадочной и хрупкой. Жаль, что мы так редко смотрим на себя со стороны.

    Поделиться