ФССП: Проверка судебных решений не входит в компетенцию приставов

В службе судебных приставов сообщили "РГ", что знают о проблеме отмывания и вывода за рубеж средств по новой схеме - с использованием судебных решений. Однако вопросы в данном случае надо задавать не судебным приставам. Называть их участниками подобной схемы - крайне некорректно.

Сегодня о существовании проблемы сообщила газета "Коммерсант" со ссылкой на Банк России. Как сообщается, в последнее время появилась практика подачи зарубежными компаниями судебных исков к российским организациям, которые, в свою очередь, соглашаются с исковыми требованиями, в результате чего суды выдают решения о перечислении средств, направляя исполнительные листы приставам.

Точнее: компании, желающие вывести деньги за границу, судятся по упрощенной схеме. Обращаются в третейский суд или заключают мировое соглашение. Если речь о третейском суде, то, видимо, это какой-то хорошо знакомый суд, который не будет сильно вникать в документы и интересоваться происхождением средств. А просто выпишет нужное решение.

После этого, для того, чтобы был выписан исполнительный лист, необходимо обратиться с решением третейского суда уже в государственный суд. "Суды, как правило, в таком случае безоговорочно принимают решение о взыскании со счета должника и выдают исполнительный лист. С ним нерезидент на совершенно законных основаниях обращается в ФССП, которая начинает исполнительное производство. Средства с банковского счета должника списываются на счет службы и перечисляются в пользу взыскателя на его счет в иностранном банке", написал "Коммерсант".

Как пояснили в Федеральной службе судебных приставов, комментируя "РГ" появившиеся сообщения, проверка случаев отмывания средств с использованием компаниями судебных решений не входит в компетенцию судебных приставов. В ведомстве подчеркнули, что в полномочия судебных приставов входит только исполнение решений судов по поступившим исполнительным листам, а проверка этих постановлений не входит в компетенцию приставов.

Как рассказывают эксперты, решать проблему надо на другом уровне. Браться надо за начальное звено - третейский суд или процедуру заключения мирового соглашения. Кстати, сейчас государство проводит реформу третейских судов. Количество таких судов должно сократиться, а правила создания таких учреждений и контроль за ними станут более строгими.

"Претензии надо предъявлять и к юристам, участвующим в составлении подобных мировых соглашений, когда цель действий не урегулирование реального спора, а создание фиктивных схем по выводу средств за границу, - сказал один из экспертов, опрошенных "РГ". - Было бы неплохо поинтересоваться у правоохранителей, не попадают ли такие действия под какую-нибудь статью УК. Суды же не должны формально выносить решение, даже если кажется, что случай бесспорный и сам ответчик не возражает. Надо тщательно проверять документы, изучать, на основании чего возник долг, какие были отношения между компаниями. На этом этапе вполне можно выявить попытку использовать правовые механизмы как прикрытие для сомнительных финансовых операций. Государство, конечно же, должно усилить здесь контроль".