Новости

04.02.2017 04:52
Рубрика: Культура

Когда финал становится началом

Торжественная церемония вручения премии The Art Newspaper Russia в Манеже, юбилейная - пятая по счету, напомнила о лучших проектах 2016 года и сама стала эффектным мультимедийным перформансом. Его основные сюрпризы продюсерская группа Алексея Аграновича и Кирилла Преображенского и сценограф Анна Наумова припасли к финалу.

Впрочем, поначалу казалось, что все козыри режиссеры церемонии выложили сразу же, когда представляли победителей в номинации "Личный вклад". Если у Гайдна есть "Прощальная симфония", в финале которой музыканты один за другим покидают оркестр, то произведение современного композитора Александра Маноцкова строилось противоположным образом. Мелодия, начатая одним инструментом, подхватывалась, звучала все мощнее с выходом все новых и новых исполнителей. Каждый из музыкантов присоединялся к оркестру практически одновременно с выходом на сцену одного из дарителей, благодаря которым в собрание Центра Жоржа Помпиду вошли 357 работ 65 отечественных художников второй половины ХХ века. Единение оркестра прочитывалось как метафора "щедрости и способности объединять" - именно с такой формулировкой премию в номинации "Личный вклад" получил Благотворительный фонд Потанина.

Специальными дипломами "за вклад в развитие, исследование и продвижение русского искусства" были награждены директор Центра Жоржа Помпиду Бернар Блистен, вдохновитель, идеолог и куратор выставки с российской стороны Ольга Свиблова, куратор выставки с французской стороны Николя Люччи-Гутников.

"Я верю в политику дружбы", - заметил Бернар Блистен. Выставку "Коллекция! Современное искусство СССР и России 1950-2000 годов: уникальный дар музею" - яркое свидетельство успеха этой "политики дружбы" - Центр Помпиду продлил до 2 апреля.

Ну, а в России организаторы премии возложили надежды на Московский музей современного искусства, который получил премию в номинации "Музей года". Как было сказано, "за блестящую музеефикацию новых имен и актуальных художественных практик".

После такого оркестрового начала организаторы церемонии напомнили о той уникальной сольной партии, которую исполнил в истории русского и французского искусства коллекционер Сергей Щукин. Проект "Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина" в музее Фонда Louis Vuitton  (22 октября 2016 года - 5 марта 2017 года), впервые после 1917 года представивший знаменитое собрание как единое целое, получил приз в номинации "Выставка года". Внук Сергея Ивановича - Андре-Марк Делок-Фурко, консультант выставки, заметил полушутя, что у выставки есть шанс побить в Париже рекордные сборы фильма "Титаник". По крайней мере 800 тысяч зрителей посмотрели ее с момента открытия. Упоминание о "Титанике" было вполне кстати -  хореографическая сюита на сцене выстраивала драму вынужденной разлуки, мучительного разъединения целого, акцентировала трагические обертона.

На этом фоне появление на сцене квартета маленьких исполнителей обещало проблеск надежды. Тем временем их ровесники рассуждали на экране о "Купании красного коня" и "Петроградской мадонне" Петрова-Водкина в Третьяковской галерее. Перед нами был "час ученичества" (если вспомнить образ Симона Соловейчика) в школе Петрова-Водкина. Документальный видеосюжет в духе живой картины отсылал, естественно, к двухтомнику "Кузьма Петров-Водкин и его школа (1920-1930-е)". Это издание получило премию в номинации "Книга года". Ильдар Галеев, издатель, автор и составитель, напомнил, что книга - плод работы, длившейся 10 лет и объединившей усилия 25 музеев и 17 авторов.

В финале, после того, как было объявлено, что "Реставрацией года" названа работа мастеров Эрмитажа над образом "Святого  Луки, рисующего Мадонну" Рогира ван дер Вейдена, на сцене появлялись брутальные вандалы с битами, громившие сцену и разрывавшие репродукцию произведения мастера XV века. И - заодно расшвыривали паззл, который упорно складывали на протяжении всего вечера просто Ученик и просто Учитель, чьи диалоги в буддистском духе время от времени транслировались на большой экран.

Но именно в момент, когда внешний сюжет обретал трагическую безысходность и антураж разлетался вдребезги, общая "картинка" церемонии вдруг складывалась в единое целое, а отдельные частные усилия  получали смысл. Не в последнюю очередь благодаря ребенку, который появлялся у порога дома Ученика, превращая его - в Учителя. Кто бы подумал, что история, вроде бы развивавшаяся от триумфа к поражению, может рассказать о надежде…

Справка "РГ"

Премия The Art Newspaper Russia, авторитетного издания по искусству, которое выходит в Великобритании, США, Греции, Италии, Китае, России, Франции и принадлежит коллекционеру Инне Баженовой, предлагает сверять часы сразу по двум циферблатам - на кремлевской Спасской башне и на лондонском Биг Бене. Небольшая статуэтка, которая служит призом, сделана художником Сергеем Шеховцевым из его любимого материала - поролона. Премия вручается в пяти номинациях с 2012 года и традиционно делает акцент на частной инициативе и международных проектах.

Культура Арт
Добавьте RG.RU 
в избранные источники