Лиам Нисон рассказал о своей роли в фильме "Голос Монстра"

Фильм "Голос монстра", который выходит в российский прокат 2 февраля, снят по одноименной книге Патрика Несса, переведенной на сорок языков и удостоенной многих литературных премий. Картина завершает трилогию режиссера Хуана Антонио Байона "о матерях и сыновьях" (фильмы "Приют" и "Невозможное"). Это история о мальчике, его умирающей от неизлечимой болезни маме и старом тисовом дереве, которое оживает и превращается в Монстра.

Для детей новый фильм слишком сложен, для взрослых - прост. Но события, происходящие в нем, и игра актеров могут растопить даже самое каменное сердце. К тому же он очень хорошо сделан. В фильме снялись Сигурни Уивер, Фелисити Джонс. Главного героя сыграл Льюис МакДугалл. А Монстра в обличье дерева сыграл "оскароносец" Лиам Нисон. Он и рассказал "РГ" о своей новой работе.

Какие чувства вы испытали, читая роман и сценарий Несса к "Голосу Монстра"?

Лиам Нисон: Я был очень, очень растроган. Меня умилило и то, что Патрик Несс не пытается говорить о ребенке снисходительно. Он использует сложный и глубокий язык, рассказывая о взрослении ребенка, о разрушенном браке его родителей, о неизлечимой болезни его любимой мамы. Бабушка, с которой общается мальчик, тоже теряет самого близкого человека - свою дочь. И вся эта трудная эмоциональная жизнь передается Нессом очень сильно. Даже чтение этого материала было для меня хорошим уроком в жизни - по разным причинам.

Мы все собираемся встретиться со смертью, и это естественный процесс жизни

Лицо Льюиса МакДугалла, сыгравшего мальчика в фильме, выражает так много, что больно смотреть на экран. Как вам работалось с ним на съемочной площадке?

Лиам Нисон: Льюис - не только новое лицо в кино, но и ребенок, у которого есть невероятная способность общаться на глубоком эмоциональном уровне честно и правдиво. Я снялся в 70 фильмах, но многому научился, работая именно с этим мальчиком. И я ему за это бесконечно благодарен. Сцены с моим участием были сняты в технологии "захвата движения". Некоторые снимались без Льюиса, под Лондоном, на фабричном пространстве, которое специалисты называют "Объем". Там мы были окружены 60 или 70 камерами, и мне пришлось носить плотно облегающий костюм с множеством маленьких шариков, как для пинг-понга, приклеенных ко мне.

Вы представляли себе, как выглядит ваш персонаж?

Лиам Нисон: Художники сделали небольшой макет этого дерева. В древней мифологии тисовое дерево было наделено способностью исцелять, а также мудростью и знаниями. Думаю, в его образе действительно подчеркивается мощь и сила самой земли.

Главные герои фильма - Мальчик и Монстр. По-вашему, картина рассчитана и на взрослых, и на детей?

Лиам Нисон: Мы все сталкивались с горем. Мы все собираемся встретиться со смертью, и это естественный процесс жизни. Наша история посвящена двенадцатилетнему мальчику, который борется со смертью, потому что не может смотреть, как его мама чахнет неделя за неделей. К чести Патрика Несса и Хуана Антонио Байона они не стесняются затрагивать эту проблему. И при этом ничего не приукрашивают. Ведь все происходящее - замечательный мудрый путь, которым проходит малыш, его способ справиться с этим. Они пытаются его понять, потому что он даже не может ни с кем поделиться. Он не может поговорить с бабушкой, его отец живет далеко, в Соединенных Штатах, поэтому все происходящее с Монстром - плод его воображения. Искусство и фантазия - то, что спасает его в конце концов.

А искусство на самом деле может помогать людям пережить трудности жизни?

Лиам Нисон: Я играл Оскара Уайльда в пьесе Дэвида Хэйра "Поцелуй Иуды" несколько лет назад - и был поражен, как замечательные сказки, которые он сочинил для своих двух сыновей, повлияли на их жизнь. Да и на жизнь других людей. Эти сказки изящны - при этом Уайльд поднимает в них сложные вопросы... Не знаю, как именно сказки влияют на детей. Когда вы думаете о Красной Шапочке, то представляете маленькую девочку, которая шла через лес к дому бабушки, а там ее ждал переодетый волк, и он хотел ее съесть. Это чертовски неприятно и страшно - но такая сказка учит жизни. Почему дети любят все эти страшилки, которые пугают до полусмерти? И фильмы ужасов? Тому есть причина: эти истории помогают им готовиться к реальной жизни.