В Крыму арестовано имущество экс-кредиторов украинских банков

Общественная палата Крыма вступилась за заемщиков украинских банков, которые успели выплатить кредиты, но чье имущество почему-то оказалось под арестом по запросу Фонда защиты вкладчиков. Таких объектов в Крыму, по некоторым данным, более 50 тысяч.

Предприниматель Александр Аматуни говорит, что кредит, взятый в одном из украинских банков, успел погасить еще в 2007 году и уже успел забыть о нем. Однако в прошлом году узнал, что Федеральная служба судебных приставов по РК наложила арест на залоговое имущество.

- По информации около 56 тысяч объектов недвижимости, принадлежащей предпринимателям и физлицам, уже арестовано или будет арестовано, - говорит он. - Из этого количества только одна девятая часть действительно остается в залоге за долги. Как могли до такого додуматься в Фонде защиты вкладчиков (ФЗВ), непонятно. И почему мы теперь должны доказывать в судах, что рассчитались с долгами, и арест наложен незаконно.

Но самое страшное, что из-за этого предприниматели не могут законно вести свою деятельность. "В Госкомрегистре РК мне сказали, что я не могу перерегистрировать недвижимость, потому что она находится под арестом, - продолжает он. - В результате не только невозможно взять новый кредит на развитие бизнеса, но и оформить лицензии на свою деятельность".

Несмотря на презумпцию невиновности, экс-заемщикам предстоит самим доказать, что они ничего не должны

Предприятие Татьяны Ольшанской занимается сдачей в аренду недвижимости под объекты общепита, и заложниками ситуации оказалась не только она, но и ее арендаторы.

- В конце прошлого года Налоговая служба сообщила нам, что с января 2017 года будет приостановлено действие лицензии на торговлю алкоголем, потому что договоры аренды помещений не зарегистрированы в кадастре, - рассказывает она. - Мы уведомили об этом своих арендаторов, предложив перезаключить договоры, чтобы зарегистрировать их в соответствии с требованиями законодательства. Когда принесли их в Госкомрегистр, заплатив по 22 тысячи рублей госпошлины за их регистрацию, получили ответ, что имущество находится под арестом по постановлению суда, датированному 2014 годом, о котором мы не знали и не подозревали.

В свое время у Татьяны Ольшанской были оформлены кредиты, выплатить которые она успела еще в 2013 году, что подтверждают нотариальные записи на договорах ипотеки о снятии ареста и выписки из реестра вещных прав Украины.

- Мы даже из украинских банков предоставили справки, что кредиты были погашены, и претензий к нам они не имеют, - продолжает она. - Тем не менее Госкомрегистр заявляет, что не уполномочен принимать решение о регистрации недвижимости, потому что есть постановление ФССП о наложении на нее ареста.

- Мы обязаны исполнить документы ФССП, - рассказала первый зампредседателя Госкомрегистра РК Галина Бойко. - Если же ФССП направила нам документ о запрете проведения регистрационных действий, мы не можем зарегистрировать даже ранее возникшие права.

Интересоваться причинами такого решения исполнительный орган, конечно, не станет, ведь его дело - исполнить запрет. Не делает этого и ФССП как исполнитель решения суда.

- Приставы исполнили решение суда о наложении ареста на имущество банков и на права требования, вытекающие из договоров, в которых одной из сторон является банк, - объяснил и.о. заместителя главного судебного пристава по РК Евгений Новиков. - Право требования - это дебиторская задолженность. В соответствии с законодательством судебный пристав налагает на нее арест путем запрета стороне договора предпринимать любые действия, а именно: перерегистрацию, отчуждение, передачу в аренду и другие. Причем пристав обязан немедленно исполнить решение суда. Поэтому, получив информацию, что договор не погашен, мы наложили аресты.

Инициатором арестов стал ФЗВ, который, начиная с 2014 года, выплатил вкладчикам из Крыма 44 украинских банков 28 миллиардов рублей. Естественно встал вопрос возврата денег. ФЗВ обратился в суд о взыскании денег с украинских финучреждений. Суд наложил аресты на их имущество в Крыму, но недвижимости оказалось не столь много, чтобы покрыть все 28 миллиардов расходов. Тогда под арест попало и имущество, не принадлежащее банкам, а находящееся у них в залоге по выданным кредитам. Формировался перечень таких залогов в 2014 году, спешно, без достоверной документальной базы, только на основании документов, изъятых в отделениях банках. Не удивительно, что попали в него лишние люди.

- У нас не было ни малейшего намерения обращать взыскание на залоговое имущество по погашенным кредитам, - рассказал замначальника управления по работе с активами ФЗВ Александр Барышев. - Но в переходном периоде нотариусы дали нам некорректную информацию о заемщиках украинских банков.

Нотариальная палата Крыма, которую еще в марте 2014 отключили от украинского реестра вещных прав, только в июне 2016 года смогла полностью оцифровать сохранившиеся у нотариусов бумажные варианты договоров ипотеки и передать базу данных Госкомрегистру.

- Мы передали базу арестов и запретов, но она неактуальная, то есть недостоверная, - заявил представитель Нотариальной палаты Крыма Александр Новосельский. - Даже в украинский период заемщик, погасив кредит перед банком, не всегда обращался к нотариусу, чтобы снять обременение. Заявку должен был сделать банк, но мог не сделать. В результате информация об аресте оставалась в реестре. Актуальные на сегодня сведения можно найти только в госреестре вещных прав Украины, который есть в свободном доступе в Интернете.

Однако за минувшие два года информацию о залогах никто не попытался актуализировать. В результате с 2014 года только в ФЗВ обратились 864 бывших заемщика украинских банков, в том числе 68 - от юрлиц, доказывая, что с долгами они рассчитались и с просьбой снять арест с имущества. Еще 260 арестов сняла ФССП, после того как люди предоставляли документы, подтверждающие отсутствие задолженности перед банком. Теперь, несмотря на презумпцию невиновности, бывшим заемщикам предстоит самим доказать, что они никому ничего не должны.