05.02.2017 20:42
    Поделиться

    Заброшенные речные порты предложили продать за один рубль

    Речной порт, который находится в неудовлетворительном состоянии, может быть продан новому собственнику всего за 1 рубль. С таким предложением выступил Минтранс.

    Точного числа речных портов в России сегодня назвать нельзя. По данным из различных источников, их около 130. И еще около полутора тысяч причалов, которые в полном смысле слова портом не являются, однако могут выполнять часть его функций. Проблема их сохранности и модернизации назрела давно, говорят эксперты. На многие порты смотреть действительно больно, особенно в маленьких городах - здания полуразрушены, причалы разбиты. Сколько конкретно портов нуждается в ремонте, еще только предстоит выяснить в результате большой инвентаризации.

    Самые проблемные будут выставлены на продажу. В законопроекте минтранса подчеркивается - порт можно будет купить за минимальную цену. Особенно в том случае, если на аукцион будет подана всего одна заявка - ваша. Тогда и заплатите только рубль.

    На восстановление и модернизацию порта новому владельцу дадут не больше пяти лет

    Но это совсем не значит, что новую покупку можно будет моментально перепрофилировать и устроить, например, прибрежный ресторан. Не дадут! В проекте отдельно прописана обязанность нового владельца речного порта, купленного за минимальную цену, привести объект в удовлетворительное состояние, сделав ремонт и переоборудование, сохранив при этом его назначение. То есть никаких развлекательных центров.

    С ремонтом, кстати говоря, стоит поторопиться. Завершить реконструкцию новый законопроект обязывает за пять лет, и ни днем больше. Если же новый собственник ничего не сделал, то порт снова поступает на аукцион, в ходе которого может быть передан следующему владельцу. И тоже по минимальной цене в 1 рубль.

    Сегодня подавляющее большинство портовых гидротехнических сооружений, перегрузочных комплексов, причалов, служебных зданий и иного расположенного в речных портах имущества находится в федеральной собственности и не имеет эффективных управляющих. "Как следствие, длительное время не осуществлялось финансирование их надлежащего содержания, что привело к деградации причальной инфраструктуры", - говорится в сводном отчете к проекту федерального закона.

    Сегодня такие порты никто не хочет покупать, так как по действующей системе сделку надо совершать на основании отчета об оценке рыночной стоимости. Новый механизм позволит даже не смотреть на рыночную цену порта.

    Но не получится ли так, что затраты на ремонт порта новые собственники будут компенсировать за счет увеличения портовых сборов для судов. А их владельцы, в свою очередь, повышать цены на билеты?

    Вряд ли, считает директор Центра экономики транспорта НИУ "Высшая школа экономики" Татьяна Кулакова. "Портовые сборы регулируются государством, - напоминает она. - В связи с этим переложить затраты в итоге на покупателей билетов не получится".

    Но, продолжает она, есть и другая сторона вопроса. "Если порт обветшал, то это произошло не просто так, а потому что, скорее всего, речка обмелела. Если углубить фарватер, то порт заживет новой жизнью, будет принимать суда, грузы. Но для этого нужно еще больше усилий и инвестиций со стороны нового владельца", - резюмирует эксперт.

    Поделиться