Точнее, о тех недоимках, которые с членов организации намерен собрать Вашингтон. Это подтвердила пресс-служба альянса, где сообщили: Трамп и Столтенберг "обсудили каким образом убедить всех участников блока выполнять свои обязательства по финансированию организации". Президент США рассчитывает, что к предстоящему саммиту входящие в альянс страны, как, впрочем, и натовское руководство проведут "работу над ошибками". На них Трамп указал в интервью The Times и Bild сразу после своей победы на выборах. По его словам, "во-первых, НАТО устаревшая организация, потому что была спроектирована много-много лет назад. Во-вторых, страны больше не платят то, что должны платить".
Возмущение Трампа можно понять. Вместо двух и более процентов ВВП, которые участники альянса должны ежегодно тратить на оборону только 5 из 25 государств выполняют свои обязательства. Остальные даже не предпринимают попыток, чтобы рассчитаться с накопившимися долгами. А они немалые - например, в 2015 году Германия тратила на содержание НАТО только 1,2 процента ВВП, Италия - менее 1 процента, Франция - 1,8 процента. В среднем входящие в альянс страны расходовали на нужды блока около процента ВВП, а некоторые и того меньше - 0,4 процента. В марте 2016 года по заказу Европарламента было проведено исследование в ходе которого выяснилось: для покрытия накопившихся долгов Германии следует заплатить 31 миллиард долларов, Италии - 20 миллиардов, Испании -15 миллиардов. Чуть скромнее задолженности Нидерландов и Бельгии - 7,5 и 5,5 миллиарда долларов.
Правда, для бельгийцев это примерно 10 процентов бюджета страны.
В отличие от продолжающей экономить на военных расходах Западной Европы, Восточная, напротив, согласна наращивать траты в ущерб гражданским программам. В 2017 году почти на 20 процентов согласились увеличить военный бюджет Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Польша и Словакия. Примерно девятипроцентное увеличение затрат на оборонные статьи запланировали Болгария, Хорватия, Кипр, Греция, Румыния, Сербия и Словения. Но посчитает ли Трамп эти усилия достаточными с учетом того, что доля США в оборонных расходах НАТО достигла 72 процентов, тогда как в 1995 году составляла только 59 процентов.
Эксперты сходятся во мнении: у Трампа есть, как минимум, два способа заставить Европу раскошелиться и тем самым сократить американские взносы. Оба выглядят достаточно радикальными. Первый - пригрозить странам, имеющим задолженность перед альянсом, что на них перестанет распространяться пятая статья устава НАТО, предусматривающая коллективный военный ответ всех стран блока в случае нападения на одного из его членов. На восточноевропейских членов альянса даже в гипотетическом виде такая угроза должна подействовать.
О втором способе рассказал на страницах Wall Street Journal эксперт Гуверовского института Мелвин Краусс. По его мнению, "самое значимое, что Европа может сделать для того, чтобы приобрести влияние на внешнеполитическое мышление Трампа - раскошелиться и выделить больше денег на общую оборону, предоставляемую НАТО". При этом Европа может предложить Трампу сделку - увязать увеличение военных расходов с сохранением санкций против России.
Правда в таком случае Европа заплатит дважды - многие страны Старого света уже понесли убытки, вызванные ответной реакцией на санкции со стороны Москвы. Теперь им придется оплатить еще натовский счет, чтобы эти невыгодные Евросоюзу ограничительные меры были сохранены…
Абсурдность ситуации заключается в том, что в отличие от Восточной Европы, Белый дом не рассматривает Москву в качестве реальной опасности, которую в прошлом представлял Советский Союз для Соединенных Штатов. В интервью Fox News президент США заявил, что считает такой угрозой Иран. Тем не менее на вопрос о возможности открытого столкновения Вашингтона и Тегерана, Трамп ответил уклончиво: "Мы никогда не говорили об использовании своей военной силы". На предстоящем саммите НАТО американский президент сформулирует повестку, которой, по его мнению, за американские деньги следует заняться североатлантическому блоку. В нее наверняка войдут активизация борьбы с ДАИШ (название запрещенной в РФ организации ИГИЛ) и противодействие военным планам Ирана. Что касается дальнейших шагов альянса, предпринимаемых в отношении Москвы, то многое зависит от договоренностей, которые будут достигнуты на встрече лидеров России и США. Она, предположительно, пройдет до натовского мероприятия.
Пока же руководство североатлантического блока реализует преимущественно дотрамповские соглашения - "наземное присутствие сил НАТО в Черноморском регионе" и переброску бронетехники альянса в Эстонию, Латвию и Польшу. В руководстве НАТО не могут не учитывать стремление главного "спонсора" - президента США поладить с Москвой и договориться о совместных действиях против террористов на Ближнем Востоке. Поэтому, как пишет Wall Street Journal, альянс стремится на данном этапе избежать дальнейшего обострения в диалоге с Кремлем и занимает выжидательную, до майского саммита, позицию. В связи с этим, по мнению экспертов, была отменена встреча руководства НАТО с украинскими чиновниками для обсуждению темы ПРО.
Для всех очевидное и весьма масштабное влияние внешнеполитической повестки Трампа на принимаемые в Европе решения вызывает нескрываемое раздражение официального Берлина. Новый министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль призвал коллег по Старому свету "не сидеть как кролик перед удавом" в ожидании решений Вашингтона. "Мы должны действовать единым фронтом, чтобы играть существенную роль в мировой политике", - призывал немецкий министр в расчете на формирование антиамериканской фронды. Но не похоже, чтобы к его призывам кто-либо всерьез прислушался.