07.02.2017 00:51
    Поделиться

    Зачем в Подмосковье создают городские округа

    Зачем в Подмосковье реформируют местное самоуправление?
    Муниципальная реформа проходит во многих регионах страны. В объединении районных поселений в городские округа замечены Белгородская, Нижегородская, Тульская и Ленинградская области, Пермский край, Ставрополье и Коми. Но громче всех реформируется Подмосковье, где сторонники процесса заявляют о создании еще 20 городских округов, а противники - о том, что людей в них загоняют силком. "РГ" выслушала обе стороны.

    По иску на город

    Городскими округами в Подмосковье уже стали Шаховская, Каширский, Егорьевский, Мытищинский, Озерский, Серебряно-Прудский, Подольский, Люберецкий и Красногорский районы. На очереди Чеховский, Ступинский, Истринский, Сергиево-Посадский, Шатурский, Талдомский, Наро-Фоминский, Серпуховский, Солнечногорский и еще несколько районов. Те, кто против объединения, говорят, что у них отбирают самую приближенную к населению власть - поселковую. Сейчас, мол, и к чиновникам на поклон ходить далеко не надо, и муниципальных депутатов жители знают в лицо. Структура же городского округа наличия сельских депутатов не предполагает совсем, а все управление территорией смещает в центральную администрацию, куда пешком из деревни уже не придешь. Смущают и другие "боязни": что вместе с чиновниками насиженные места покинут и все муниципальные службы, а в городском округе потеряются сельские льготы.

    Несогласие с округами носит столь массовый характер, что в Подмосковье недавно появилась новая общественная организация "Гражданский форум местного самоуправления". Справедливости ради надо сказать: во главе и новой организации, и всего протестного движения стоят муниципальные депутаты. То есть те, кого реформа как раз упраздняет. И они не желают обсуждать никаких положительных моментов объединения. "Я не хочу рассуждать о полезности преобразований, суть которых сводится к ликвидации базового уровня местного самоуправления, - заявил "РГ" руководитель "Гражданского форума местного самоуправления", депутат Серпуховского района Николай Дижур. По закону округа образуются так: сначала в районе проходят публичные слушания, затем свое согласие дает совет депутатов и Московская областная Дума. По словам Дижура, советы депутатов сопротивляются, но несогласных областные власти ломают через колено: в Томилино, например, депутатов закрыли в администрации и полночи не выпускали, пока все не проголосовали за. Народные избранники вынуждены искать способы обходить давление: вот в Талдоме несколько депутатов публично сложили свои полномочия, чтобы совет потерял кворум и оказался нелегитимным. "В Чеховском районе против объединения проголосовали три поселения, в Серпуховском - семь. У нас на руках есть заключение Комитета Госдумы по местному самоуправлению о том, что эти преобразования противоречат действующему законодательству и основам конституции. Имеется и еще несколько аналогичных юридических обоснований. По каждому объединяемому муниципалитету мы будем судиться. Первый суд состоится 9 февраля по Шаховской. И в этих процедурах дойдем до европейского суда по правам человека", - обещает Дижур.

    Района не надо

    А между тем в Подмосковье уже есть муниципалитет, который 10 лет назад судился по аналогичному вопросу, только с противоположным требованием. Домодедовский район дважды дошел до Верховного суда в попытках стать городским округом. "В первый раз нам было заявлено, что для округа мы недостаточно доказали эффективность урбанизации, на этом основании Верховный суд отменил уже принятое Мособлдумой решение об объединении района, - рассказывает экс-руководитель администрации городского округа Домодедово, директор института повышения квалификации МГИМО Дмитрий Городецкий. - Во второй раз мы пришли с генпланом, согласованным с 38 федеральными и региональными ведомствами, и вопросов по эффективности уже не возникло".

    Почему Домодедово так стремилось стать округом? Потому что, считают его руководители, район - это распыление властных полномочий, когда один уровень власти отвечает за то, другой - за это. "Мы посчитали, что с точки зрения экономики, логики, предсказуемости и координации всех процессов однозвенная система управления муниципальной территорией намного эффективнее, чем полицентрическая", - говорит Городецкий. Теперь, спустя 10 лет, уже можно сказать, что расчет оправдался. За эти годы экономика городского округа выросла в 10 раз, а инвесторы принесли более 200 миллиардов рублей инвестиций. Общий экономический оборот Домодедово, где проживают примерно 150 тысяч человек, превышает показатели 30 областей страны. А по уровню и качеству жизни округ занимает 9-е место в РФ.

    При этом на отсутствие демократии жители Домодедово почему-то не жалуются. Там, где у других главы поселений и советы депутатов, у домодедовцев - начальники территориальных отделов, сидящие ровно в тех же зданиях, которые в бытность округа районом занимали избираемые чиновники. Разница лишь в том, что начальники теротделов назначаются главой округа и не имеют штата подчиненных из нескольких десятков человек. А роли муниципальных депутатов, к которым граждане идут с небольшими проблемами, в Домодедово исполняют старосты деревень, председатели уличных комитетов и старшие по домам. Их избирают на общих собраниях жители конкретного дома, улицы или поселка.

    Экономия всего

    В правительстве Подмосковья не скрывают тех целей, ради которых затеяна реформа. Это прежде всего экономия денег. К примеру, Мытищинский район, став округом, за год потратил на обеспечение деятельности чиновников на 500 миллионов рублей меньше. Эта сумма практически равна прошлогоднему дефициту городского бюджета.

    Ну и, конечно, управлять округом с одним главой и советом депутатов гораздо легче, чем районом, где в каждой деревне свой избранный "царь". Легче и с человеческой, и с инфраструктурной точки зрения. Старожилы наверняка помнят: в первый же год после того, как закон о местном самоуправлении сделал из 78 городов и районов Подмосковья 360 муниципальных образований, сразу несколько поселений среди зимы оказались полностью размороженными, потому что у их новых руководителей не оказалось ни опыта, ни денег на подготовку к зиме. В том числе и Томилино, жители которого сегодня протестуют против вхождения в городской округ. Тогда даже уголовное дело возбуждали против томилинских коммунальщиков по статье "Халатность". "Самый тяжелый вопрос - ЖКХ - закон о местном самоуправлении отдан на поселенческий уровень. И в области, где было 70 предприятий водоканалов, их стало 600. Невозможно на уровне поселений, большая часть из которых дотационны, хорошо содержать коммунальную инфраструктуру", - уверен министр ЖКХ Подмосковья Евгений Хромушин. Поэтому все сельские котельные, по его словам, неэффективны, и тарифы для населения у них всегда выше. А вот в городских округах начинает действовать единая тарифная политика. Например, при объединении Подольска и Климовска у климовчан подешевела вода. Поэтому в июле, когда у всех традиционно вырастут тарифы, климовчане не ощутят никакой финансовой нагрузки. "И дальше вода будет продолжать дешеветь - мелкий климовский водоканал слился с крупным подольским и начал оказывать услуги по его тарифам", - объясняет Хромушин.

    Укрупнение муниципалитетов - это сложный, непопулярный, но правильный шаг

    Сделали для городских округов еще одно тарифное новшество: в границах округа проезд на общественном транспорте стал фиксированным. Прежде пассажиры платили за километраж и пересечение соседних поселений. И билет из одной крайней точки Истринского района в другую стоил, например, больше 100 рублей. Теперь, как бы далеко ни ехал человек по одному городскому округу, поездка обойдется ему в 31,65 рубля по транспортной карте и в 46 рублей при оплате наличными.

    И для жителей сел и деревень, вошедших в состав вновь создаваемых городских округов, сохраняются все прежние сельские льготы. Это гарантия, которую неоднократно давал губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.

    Мнение

    Дмитрий Абзалов, политолог, ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры России, президент Центра стратегических коммуникаций:

    - Государственная система должна быть простой и понятной. А в Подмосковье муниципалитетов больше, чем субъектов в некоторых федеральных округах. Человек может сделать несколько шагов из одного муниципалитета в другой - и попасть в иную реальность с другой системой обеспечения госуслуг и даже другим налогообложением, если мы имеем в виду налоги и сборы, регулируемые на поселенческом уровне.

    Президент России сказал, что нужно повышать эффективность государственного управления. И хорошо, что есть губернаторы, которые активно пытаются ее повышать. Сегодня подавляющее большинство муниципальных депутатов работают по совмещенной системе - занимаются бизнесом и одновременно избираются в советы. И если мы говорим об эффективности депутатской деятельности, о формировании касты профессиональных законотворцев, которые будут готовить законопроекты, а не решать свои экономические вопросы, то укрупнение муниципалитетов - это правильный шаг. Сложный, непопулярный, но правильный.

    Поделиться