Готовы ли регионы Северо-Запада к масштабной "мусорной" реформе

Масштабная реформа, в результате которой в нашей стране должна заработать новая система обращения с мусором, переносится. Соглашение с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) субъекты Федерации должны заключить не позднее мая 2018 года, а платить за вывоз мусора по новым правилам граждан и предпринимателей обяжут в 2019 году. Раньше предполагалось, что нововведения начнут действовать уже с 1 января 2017-го. Корреспондент "Российской газеты" выясняла, насколько готовы регионы Северо-Запада работать по новым правилам. А главное - что необходимо сделать, чтобы эти старания оказались эффективными.

Мусору нужна система

Суть "мусорной" реформы такова. Вначале субъекты РФ должны были утвердить территориальные схемы обращения с отходами (ТСО). То есть подробно проанализировать существующее положение дел в отрасли, от источников образования мусора до мест его обработки и утилизации, а затем перенести результаты инвентаризации на бумагу. Следующий этап - принятие региональной целевой программы по обращению с ТКО. Затем - выбор одного или нескольких региональных операторов, отвечающих за работу всей цепочки сбора и утилизации отходов.

Как выяснилось, далеко не все субъекты Федерации успели к контрольной дате осенью прошлого года утвердить территориальные схемы обращения с отходами. В СЗФО с этой работой вовремя справились только единичные регионы, в том числе Калининградская область и Петербург. А в Псковской области ТСО и вовсе презентовали и вынесли на общественное обсуждение буквально на днях.

- Возможно, это неплохо, что сроки реализации реформы перенесли, - считает доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления городом Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вадим Чекалин. - С одной стороны, необходимость серьезных изменений в сфере обращения с отходами назрела давно. И в Санкт-Петербурге, и в других субъектах СЗФО и РФ мусорные полигоны переполнены, а сортировка и переработка существуют лишь на зачаточном уровне, поддерживаемые усилиями не государства, а энтузиастов. С другой стороны, если пытаться решить эту проблему в сжатые сроки, торопить регионы с принятием важных документов, ничего хорошего в результате не выйдет. Вспоминается, как несколько лет назад власти Санкт-Петербурга пытались приучить граждан к сортировке бытового мусора, выделили бюджетные

деньги, поставили красивые контейнеры для раздельного сбора в некоторых районах города. Но системной работы в этом направлении не было, и мусоровозы сваливали отсортированные отходы в один бак. Важно не совершить подобные ошибки.

Деньги на рекультивацию

При этом к уже принятым региональным территориальным схемам и разрабатываемым программам по обращению с ТКО у экспертов остается много вопросов. Так, практически во всех документах говорится о закрытии ряда переполненных мусорных полигонов. Но вопрос финансирования рекультивации свалок, - а на каждый объект требуется от нескольких десятков миллионов до нескольких сотен миллионов рублей - остается открытым.

Отдельным регионам удалось привлечь федеральные средства. Калининградская область, где в территориальную схему внесли четыре санкционированных полигона в поселках Барсуковка, Жаворонково, Круглово и Ельняки, получит из федерального бюджета 350 миллионов рублей на рекультивацию крупнейшей региональной свалки в поселке имени Александра Космодемьянского. Общую стоимость работ проектировщики оценили в 550 миллионов рублей. Недостающие средства, порядка 200 миллионов, необходимо найти в казне города и субъекта. Это, конечно, очень значительная сумма для региона, но федеральная поддержка делает реализацию проекта возможной.

- Внесем все необходимые изменения в бюджет, чтобы обеспечить софинансирование этого контракта, - подчеркивает временно исполняющий обязанности губернатора Калининградской области Антон Алиханов. - Это уникальная возможность, которой у региона больше может не быть. Надеюсь, и город со своей стороны будет нам помощником.

Но калининградский пример - скорее исключение, чем правило. Многие регионы Северо-Запада пока не могут рассчитывать на федеральное софинансирование проектов по рекультивации.

Еще более сложная ситуация сложилась в Санкт-Петербурге. В отличие от других субъектов СЗФО, которые могут хотя бы запланировать строительство новых объектов, в Северной столице нет необходимых свободных площадок. Мощностей же действующих полигонов "Новоселки" и "Новый Свет Эко", по словам руководителя направления по взаимодействию с органами власти ассоциации "РазДельный Сбор" Анны Гаркуши, хватит максимум на три года.

- Уже не один год правительство Санкт-Петербурга пытается договориться с правительством Ленобласти о выделении территорий под новые полигоны, - рассказывает член общественного совета при комитете по благоустройству Санкт-Петербурга и экологического совета при губернаторе Ленинградской области Анна Гаркуша. - А территории до сих пор не только не выделены, но и не найдены. При этом проект рекультивации "Новоселок" прошел государственную экологическую экспертизу. Но работы могут начаться только тогда, когда у города по-явится возможность вывозить отходы в другой регион. И, конечно же, остается актуальным денежный вопрос. Петербург рассчитывает на федеральное финансирование. Но деньги из федерального бюджета, даже если город наконец-то заключит соглашение с Ленобластью, удастся получить далеко не сразу. Словом, на скорое решение проблемы рассчитывать не приходится. Поэтому мы пытаемся своими силами организовать раздельный сбор мусора, чтобы хоть как-то снизить нагрузку на уже переполненные полигоны.

Стимулы и пропаганда

В идеале территориальные схемы и программы по обращению с твердыми коммунальными отходами и должны создать в российских регионах предпосылки к формированию системы более активного вовлечения вторичных ресурсов в хозяйственный оборот, уверен Вадим Чекалин.

- Для этого, с одной стороны, в программах необходимо прописать определенные преференции для крупных, средних и малых компаний, которые займутся переработкой отходов, - рассуждает эксперт. - Это могут быть региональные и федеральные налоговые льготы, послабления по уплате страховых взносов, льготная аренда и так далее. С другой стороны, необходимо наконец-то узаконить раздельный сбор ТКО. Начать хотя бы с разделения мусора на три фракции: органику, опасные отходы, такие как батарейки и люминесцентные лампы, и все остальные сухие отходы. Параллельно необходимо проводить масштабную пропаганду рециклинга отходов с привлечением средств массовой информации, экологов, общественности. Важно донести до жителей российских регионов, что полигоны переполнены, что раз-дельный сбор позволит минимизировать объем мусора, поступающего на свалки.

Пока же перерабатывающим предприятиям Петербурга и Ленинградской области, по словам Анны Гаркуши, не хватает сортированных отходов для работы. Их мощности загружены, в зависимости от вида сырья, на 50-70 процентов.

- При разработке территориальной схемы Санкт-Петербурга мы по просьбе комитета по благоустройству опрашивали наших партнеров, переработчиков и заготовителей, - делится информацией Анна Гаркуша. - Правда, выборка получилась весьма ограниченной, из 80 предприятий, которым мы отправили запросы, ответили только 10. Но все они написали, что готовы принимать на переработку больше отходов, чем к ним поступает сейчас. В то же время надо понимать, что возможное бурное развитие инфраструктуры для раздельного сбора мусора приведет к увеличению объемов собранного вторсырья, и эти объемы могут покрыть существующие мощности. Поэтому очень печально, что комитет по благоустройству Петербурга не создает стимулов для дальнейшего развития перерабатывающей отрасли. Нет движения в этом направлении и в Ленобласти. Начальник ленинградского профильного управления заявил нам, что в региональные целевые программы по обращению с отходами могут войти только те запланированные мощности, где присутствует государственный капитал. А если у бюджета нет денег на организацию переработки, то и у бизнеса нет шансов получить поддержку. Эту ситуацию, на наш взгляд, необходимо исправить как можно скорее.

Схемы для галочки

Отсутствие достоверной и актуальной информации о положении дел в отрасли - еще одна проблема, которая может помешать эффективной реализации "мусорной" реформы. Даже в тех регионах, где власти подо-шли к разработке территориальных схем и программ не формально, чиновникам было сложно добыть информацию обо всех игроках рынка. Дело в том, что предприятия, которые собирают, заготавливают и перерабатывают отходы пятого класса опасности, не обязаны получать лицензии. Они не встают на учет в Росприроднадзоре и выпадают из поля зрения контролирующих органов. И тем более сложно говорить о качественном анализе ситуации, если документы были разработаны только "для галочки".

- К примеру, в Ленинградской области, по мнению участников региональной сферы обращения с отходами, территориальная схема актуальна не более чем на 30 процентов, - продолжает Анна Гаркуша. - Для анализа и обсуждения этого документа не привлекали признанных экспертов, его не рассылали для ознакомления членам экологического совета. И это очень печально, ведь территориальная схема нужна не только для того, чтобы "было", но и для весьма конкретных вещей. В частности, по данным, отраженным в ТСО, в регионах будут рассчитывать размер единого тарифа, по которому придется работать региональному оператору. Если данные в территориальной схеме будут заниженными, то на реализацию основных мер по работе с отходами попросту не хватит денег. Если данные окажутся завышенными, то и платежи, которые лягут на плечи населения, будут неоправданно великими.

Поэтому необходимо обязать региональные власти согласовывать все документы, которые принимаются в рамках "мусорной" реформы, с экспертами и общественностью, подчеркивает Вадим Чекалин.