07.02.2017 16:03
    Поделиться

    Почему донские предприниматели теряют интерес к готовому бизнесу

    Эксперты Avito проанализировали динамику спроса в городах-миллионниках в категории "Готовый бизнес" и выяснили, что в 2016 года деловая активность в этом сегменте снизилась на 6,2 процента в сравнении с предыдущим годом.

    В Ростовской области основным спросом пользуются предприятия в сфере торговли. При этом средняя цена готового бизнеса выросла более чем на шесть процентов. По итогам 2016 года этот показатель составил 3,2 миллиона рублей.

    - Дешевле всего продается традиционный торговый бизнес и интернет-магазины, - прокомментировал кандидат экономических наук ЮФУ Юрий Пономарев. - Наиболее привлекательными оказались торговые площадки в Интернете. Они требуют минимальных затрат как материальных (в среднем такой бизнес стоит около 550 тысяч рублей), так и управленческих. А прибыль могут приносить весьма ощутимую. Это единственный сектор, в котором спрос продолжает расти. Строительные и сельскохозяйственные компании стоят гораздо дороже, они редко появляются на рынке, и спрос на них соответственно ниже. Для сельского хозяйства средняя цена предложения - 12,1 миллиона рублей, для строительства - пять миллионов.

    По словам Пономарева, снижение интереса к готовому бизнесу объясняется его низкой маржинальностью и достаточно высоким и сложно просчитываемым риском. Обычно вопрос, открыть свое дело с нуля или приобрести уже работающее предприятие, стоит перед начинающими коммерсантами или теми, кто хотел бы диверсифицировать свою деятельность. Тут масса подводных камней. Главное, понять, почему продается бизнес. Совсем не обязательно, что он убыточен. Владелец может поменять место жительства, увлечься живописью и забыть о существовании квартальных отчетов и зарплатных ведомостей. Бывает и так: партнеры ссорятся и не видят другого выхода, как поделить средства от продажи общего дела. Но более вероятно, что возросла конкуренция в конкретной нише и снизилась рентабельность фирмы. Потенциальному приобретателю стоит произвести анализ рынка, проштудировать всю бухгалтерию, определить потенциальных потребителей и спрогнозировать спрос. Надо проверить, продлена ли аренда и не испорчены ли отношения с арендодателем, насколько крепки связи с поставщиками.

    Нередко всплеск продаж определенных видов бизнеса регистрируются в тех сегментах, где у предпринимателей возникают проблемы с контролирующими органами. Яркий пример - ситуация, которая сложилась в Ростове с мобильными кофейнями и фудтраками. На днях в городе приостановлена деятельность трех таких кофеен. Власти ссылаются на то, что их работа ведется с нарушениями: не соблюдаются санитарные нормы, отсутствуют медицинские книжки у сотрудников и документы, подтверждающие качество продукции. А на самих машинах установлено несертифицированное газовое оборудование и горелки с открытым огнем, которые могут создать чрезвычайную ситуацию. Владельцы передвижных кофеен и фудтраков называют другую причину.

    - Это новый, быстро растущий бизнес, но он не встречает поддержки со стороны чиновников, - рассказал владелец мобильной закусочной Сергей Подгорный. - Среди надзорных структур нет понимания, как осуществлять контроль за работой фудтраков, зато есть большие претензии из-за парковки. Ведь арендную плату в казну они не вносят по определению. Заставить предпринимателей участвовать в тендере за клочок земли и определить за ними стационарную точку - значит, сгубить саму идею передвижных закусочных. Я выставил объявление о продаже своего фудтрака, но пока не позвонил ни один покупатель.

    На фоне этих проблем количество объявлений о продаже кофеен и мобильных закусочных возросло. Типичные предложения для Ростовской области: пекарня с магазином, фирма по доставке воды, автомойка самообслуживания, теплицы и магазин секонд-хенд.

    По словам бизнес-брокера столичной компании Александра Толстых, есть асы, которых не пугает низкая рентабельность бизнеса, выставленного на продажу. Они могут позволить себе приобрести компанию на грани банкротства, с долгами и отрицательной динамикой. Эти профи вытаскивают бизнес, настраивают его на прибыльность и продают с прекрасными показателями. Но сможет ли новый владелец поддерживать уровень рентабельности, которого добились профессиональные управленцы? Возможно, у него просто нет необходимой компетенции, не у всех же диплом МВА. Или в этот период оборудование использовалось на износ, перерабатывали сотрудники, и продажа состоялась как раз на грани "итальянской забастовки". Но даже суперуправленцы не решаются приобретать бизнес в тех сегментах, где возникают споры с чиновниками, так как попытки уладить дело пугают своей непредсказуемостью.

    Комментарий

    Ашот Туманян, эксперт федеральной бизнес-брокерской компании в Ростове-на-Дону:

    - Снижение интереса к готовому бизнесу определяется уменьшением инвестиционных ресурсов населения. Сегодня выбирают наиболее доступные проекты, а количество качественных предложений с высокой маржинальностью не растет. К тому же представители бизнеса из столиц, имеющие более мощные ресурсы, стали реже обращаться к региональным проектам, даже в сельском хозяйстве.

    Как у соседей

    В Волгограде средняя цена готового бизнеса, по данным Avito, - 2,2 миллиона рублей. Так, в отличие от Ростова сделать такое приобретение стало немного дешевле. В этом регионе можно встретить предложения о продаже салона женской обуви, придорожного кафе, медицинского центра. Для приобретателей готового бизнеса в Волгограде наиболее привлекательной является сфера услуг: автомойки, салоны красоты, парикмахерские и ателье. В последнее время коммерсанты обратили внимание и на объекты розничной торговли, такие как магазины одежды, продуктовые и точки продажи пива. Все реже людей интересует покупка рекламного бизнеса.

    Поделиться